Однажды
Благословенный пребывал возле Гайи на [холме] Гайясиса. Там Благословенный
обратился к монахам: «Монахи!»
«Учитель!» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
(1)
«Монахи, до моего просветления, пока я всё ещё был непросветлённым
бодхисаттой, я воспринимал только свет, но я не видел форм1.
(2) Мысль
пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать свет, а также
видеть формы, то в таком случае это моё знание и видение станет
ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время, по мере того,
как я пребывал прилежным, старательным, решительным, я воспринимал
свет, а также видел формы. Но, всё же, я не общался с этими
божествами, не беседовал с ними, не вовлекался с ними в разговоры.
(3) Мысль
пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать свет и видеть
формы, а также общаться с этими божествами, беседовать с ними,
вовлекаться с ними в разговоры, то в таком случае это моё знание
и видение станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое
время, по мере того, как я пребывал прилежным, старательным,
решительным, я воспринимал свет и видел формы, а также общался
с этими божествами, беседовал с ними, вовлекался с ними в разговоры.
Но, всё же, я не знал об этих божествах [следующего]: «Эти божества
из такого-то или такого-то класса божеств».
(4) Мысль
пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать свет и видеть
формы, общаться с этими божествами, беседовать с ними, вовлекаться
с ними в разговоры, а также знать об этих божествах: «Эти божества
из такого-то или такого-то класса божеств» – то в таком случае
это моё знание и видение станет ещё более очищенным». Так, спустя
некоторое время, по мере того, как я пребывал прилежным, старательным,
решительным, я воспринимал свет и видел формы, общался с этими
божествами, беседовал с ними, вовлекался с ними в разговоры,
и я также знал об этих божествах [следующее]: «Эти божества
из такого-то или такого-то класса божеств». Но, всё же, я не
знал об этих божествах [следующего]: «После смерти здесь, эти
божества переродились там в результате этой каммы».
(5) Мысль
пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать... видение
станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время...
я знал об этих божествах: «После смерти здесь, эти божества
переродились там в результате этой каммы». Но, всё же, я не
знал об этих божествах [следующего]: «В результате этой каммы,
эти божества существуют [здесь, питаясь] такой-то едой и переживают
такое-то удовольствие и боль».
(6) Мысль
пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать... видение
станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время...
я знал об этих божествах: «В результате этой каммы, эти божества
существуют [здесь, питаясь] такой-то едой и переживают такое-то
удовольствие и боль». Но, всё же, я не знал об этих божествах
[следующего]: «В результате этой каммы эти божества имеют срок
жизни такой-то длины».
(7) Мысль
пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать... видение
станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время...
я знал об этих божествах: «В результате этой каммы эти божества
имеют срок жизни такой-то длины». Но, всё же, я не знал, жил
ли я [сам] с этими божествами прежде [в прошлых рождениях],
или же нет.
(8)
Мысль пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать... видение
станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время...
я знал о том, жил ли я [сам] с этими божествами прежде [в прошлых
рождениях], или же нет2.
Покуда,
монахи, моё знание и видение в отношении дэвов с его восемью
гранями не было тщательно очищено, я не заявлял о том, что пробудился
в непревзойдённое совершенное просветление в этом мире с его
дэвами, Марой, Брахмой, с его поколениями жрецов и отшельников,
богов и людей. Но когда моё знание и видение в отношении дэвов
с его восемью гранями было тщательно очищено, то тогда я заявил,
что пробудился в непревзойдённое совершенное просветление в
этом мире с его дэвами, Марой, Брахмой, с его поколениями жрецов
и отшельников, богов и людей. Знание и видение возникли во мне:
«Непоколебимо моё освобождение ума. Это моё последнее рождение.
Не будет более нового существования».
|