Однажды
Благословенный пребывал в Саваттхи в Особняке Мигараматы в Восточном
Парке. И тогда Висакха Мигарамата подошла к Благословенному, поклонилась
ему, и села рядом. Затем Благословенный сказал ей:
«Висакха,
обладая четырьмя качествами, женщина устремлена к победе в этом
мире, и её жизнь в этом мире имеет успех. Какими четырьмя? Вот
женщина умелая в своей работе, она управляет домашними делами,
её поведение приятно её мужу, она сберегает то, что он заработал.
(1) И каким
образом, Висакха, женщина умелая в своей работе? Вот женщина
умелая и прилежная в исполнении хозяйственных работ по дому
мужа, будь то вязание или шитьё. Она судит об этих работах уже
только после их выполнения, чтобы довести их до конца и выполнить
их подобающим образом. Вот каким образом женщина умелая в своей
работе.
(2) И каким
образом женщина управляет домашними делами? Она выясняет, что
сделали, а чего не сделали помощники по дому её мужа – рабы,
посыльные, рабочие. Она справляется о здоровье тех, кто болен.
Она распределяет для каждого должную порцию еды.
(3) И каким
образом поведение женщины приятно её мужу? Вот женщина не совершает
каких-либо оплошностей, которые муж счёл бы неприятными, даже
ценой своей жизни. Вот каким образом поведение женщины приятно
её мужу.
(4) И каким
образом женщина сберегает то, что он заработал? Вот женщина
сохраняет и оберегает любой доход, который муж приносит домой – деньги, зерно, серебро или золото. Она не расточительница,
не воровка, не транжирка, не мотовка в отношении его накоплений.
Обладая
этими четырьмя качествами, женщина устремлена к победе в этом
мире, и её жизнь в этом мире имеет успех.
Обладая
[иными] четырьмя качествами, женщина устремлена к победе в другом,
[следующем] мире, и её жизнь в другом мире имеет успех. Какими
четырьмя? Вот женщина совершенна в вере, совершенна в нравственном
поведении, совершенна в щедрости, совершенна в мудрости.
(5) И каким
образом, Висакха, женщина совершенна в вере? Вот женщина обладает
верой. Она верит в просветление Татхагаты: «В самом деле Благословенный – арахант, полностью просветлённый, совершенный в истинном знании
и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель
тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый,
благословенный». Вот каким образом женщина совершенна в вере.
(6) И каким
образом женщина совершенна в нравственном поведении? Вот женщина
воздерживается от уничтожения жизни, от взятия того, что не
дано, от неблагого сексуального поведения, от лжи, от спиртных
напитков, вина, и одурманивающих веществ, что являются основной
для беспечности. Вот каким образом женщина совершенна в нравственном
поведении.
(7) И каким
образом женщина совершенна в щедрости? Вот женщина пребывает
дома с умом, лишённым пятна скупости, щедрым, открытым, радуется
оставлению, предана благотворительности, радуется дарению и
разделению. Вот каким образом женщина совершенна в щедрости.
(8) И каким
образом женщина совершенна в мудрости? Вот женщина мудра. Она
обладает мудростью, которая различает происхождение и исчезновение – благородной, проницательной, ведущей к полному уничтожению
страданий. Вот каким образом женщина совершенна в мудрости.
Обладая
этими четырьмя качествами, Висакха, женщина устремлена к победе
в другом, [следующем] мире, и её жизнь в другом мире имеет успех».
[И далее он добавил]:
«Она способная в своих делах,
И управляет она [разными] работами по дому.
Приятная в манерах, обходительная с мужем,
Она хранит богатство, что супруг смог заработать.
Верой богата, нравственностью обладает,
Щедра и скаредности лишена она,
И постоянно Путь [духовный] очищает –
К сохранности ведёт который в жизни, что придёт.
И будут звать любую женщину такую,
Которая имеет восемь качеств этих,
Нравственную, стойкую в Дхамме [этой],
Той, говорит которая [всегда одну лишь] правду.
И совершенная в шестнадцати аспектах1,
А также полная в восьмёрке этих качеств,
Мирянка, следует которая [за Буддой],
Перерождается в приятном мире дэвов».
|