Однажды
Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики.
И тогда, утром, Благословенный оделся, взял чашу и одеяние, и
отправился в дом домохозяина Анатхапиндики, где сел на подготовленное
для него сиденье.
И в то время
люди в доме Анатхапиндики создавали ужасную шумиху и гул. И
тогда домохозяин Анатхапиндика подошёл к Благословенному, поклонился
ему, и сел рядом. Благословенный сказал ему:
«Домохозяин,
почему люди в твоём доме создают такую ужасную шумиху и гул,
как будто рыбаки тянут рыбу?»
«Это моя
невестка Суджата. Она богатая и пришла к нам из богатой семьи.
Она не слушается своего свёкра, своей свекрови, своего мужа.
Она даже не чтит, не ценит, не уважает, и не почитает Благословенного».
Тогда Благословенный
обратился к Суджате: «Подойди, Суджата».
«Хорошо,
Господин» – ответила она, подошла к Благословенному, поклонилась
ему, и села рядом. Благословенный сказал ей:
«Суджата,
у мужчины может быть семь видов жён. Какие семь?
* (1) жена как убийца,
*
(2) жена как вор,
*
(3) жена как тиран,
*
(4) жена как мать,
*
(5) жена как сестра,
*
(6) жена как друг,
*
(7) жена как раб.
У мужчины может быть семь видов жён. Какая из них ты?»
«Господин,
я не понимаю в подробностях значение утверждения, сказанного
Благословенным кратко. Пусть Благословенный научит меня Дхамме
так, чтобы я смогла понять в подробностях значение того, что
было сказано вкратце».
«В
таком случае, Суджата, слушай внимательно. Я буду говорить».
«Да, Господин» – ответила она. Благословенный сказал:
«Ум её ненависти полон и сочувствия лишён,
Жаждет она других и мужа презирает.
Хочет убить она того, богатством кто её купил:
Жена такая именуется «убийцей».
Как только добывает муж богатство
Сельским хозяйством, ремеслом, торговлей,
Она пытается его украсть, пусть даже [добывает] он немного.
Жену такую «вором» называют.
Ленивая обжора, не хотящая работать,
Резка и яростна, груба в своих речах.
Господствует она над теми, кто её содержит:
Жена такая называется «тираном».
Сочувствия полна, великодушна,
Мужа хранит как будто собственного сына,
Оберегает накопления, что заработал он:
Жену такую величают «мамой».
О муже мнения высокого она,
Точно сестра о брате своём старшем.
Честна и мужа волю исполняет:
Жену такую звать будут «сестрою».
Каждый раз радуется, если видит мужа,
Как другу после длительной разлуки,
Воспитана и нравственна, мужу всегда верна:
Жена такая будет зваться «другом».
Та, что всегда спокойна, терпит всё,
Даже когда ей палкой угрожают,
С умом беззлобным терпит мужа своего,
Всё сносит, подчиняясь воле мужа:
Жена такая называется «рабыней».
И все те жёны, названы что здесь
Убийцей, вором и тираном –
Безнравственны, грубы, резки,
С распадом тела ад их ожидает.
Но все те жёны, названы что здесь
Рабыней, мамой, другом, и сестрою –
Стойкие в нравственности, себя обуздав,
С распадом тела в мир небесный попадают.
У мужчины, Суджата, может быть семь видов жён. Какая из них
ты?»
«Начиная
с этого дня, Господин, пусть Благословенный считает меня женой,
подобной рабыне».
|