[Благословенный
сказал]: «Монахи, я научу вас проникающему изложению Дхаммы1.
Слушайте внимательно. Я буду говорить».
«Да, Учитель» – отвечали те монахи. Благословенный сказал:
«И каково,
монахи, проникающее изложение Дхаммы?
Чувственные
удовольствия следует понять. Источник и происхождение чувственных
удовольствий следует понять. Разнообразие чувственных удовольствий
следует понять. Результат чувственных удовольствий следует понять.
Прекращение чувственных удовольствий следует понять. Путь, ведущий
к прекращению чувственных удовольствий, следует понять.
Чувства
следует понять. Источник и происхождение чувств следует понять.
Разнообразие чувств следует понять. Результат чувств следует
понять. Прекращение чувств следует понять. Путь, ведущий к прекращению
чувств, следует понять.
Восприятия
следует понять. Источник и происхождение восприятий следует
понять. Разнообразие восприятий следует понять. Результат восприятий
следует понять. Прекращение восприятий следует понять. Путь,
ведущий к прекращению восприятий, следует понять.
Пятна [загрязнений
ума] следует понять. Источник и происхождение пятен следует
понять. Разнообразие пятен следует понять. Результат пятен следует
понять. Прекращение пятен следует понять. Путь, ведущий к прекращению
пятен, следует понять.
Камму следует
понять. Источник и происхождение каммы следует понять. Разнообразие
каммы следует понять. Результат каммы следует понять. Прекращение
каммы следует понять. Путь, ведущий к прекращению каммы, следует
понять.
Страдания
следует понять. Источник и происхождение страданий следует понять.
Разнообразие страданий следует понять. Результат страданий следует
понять. Прекращение страданий следует понять. Путь, ведущий
к прекращению страданий, следует понять.
Чувственные
удовольствия
(1) Когда
было сказано: «Чувственные удовольствия следует понять… Путь,
ведущий к прекращению чувственных удовольствий, следует понять» – то в отношении чего так было сказано?
Монахи,
есть пять нитей чувственных удовольствий:
* Формы, воспринимаемые
глазом – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие
желание, соблазнительные.
*
Звуки, воспринимаемые ухом…
*
Запахи, воспринимаемые носом…
*
Вкусы, воспринимаемые языком…
*
Тактильные ощущения, воспринимаемые телом – милые, приятные,
чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные.
Однако, это не является чувственными удовольствиями.
В учении Благородных это называется «нитями чувственных удовольствий».
Чувственное удовольствие человека – это его чувственное устремление2.
«Это не чувственные наслаждения – мирские миловидные вещицы:
Чувственность человека – устремление страсти.
А миловидные вещицы лишь просто остаются в мире,
Но мудрый устраняет всякое желание к ним»3.
И каков, монахи, источник и происхождение чувственных удовольствий?
Контакт является их источником и происхождением.
И каково
разнообразие чувственных удовольствий? Чувственное желание к
формам – это одно, чувственное желание к звукам – это другое,
чувственное желание к запахам – ещё другое, чувственное желание
ко вкусам – ещё другое, чувственное желание к тактильным ощущениям – ещё другое. Это называется разнообразием чувственных удовольствий.
И
каков результат чувственных удовольствий? Человек порождает
личностное существование, соответствующее тем [чувственным удовольствиям],
которых он желает, и которое может быть последствием заслуг
или проступков4.
Таков результат чувственных удовольствий.
И каково
прекращение чувственных удовольствий? С прекращением контакта
имеет место прекращение чувственных удовольствий.
Этот самый
Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению
чувственных удовольствий, то есть:
* Правильные
воззрения,
*
Правильное устремление,
*
Правильная речь,
*
Правильные действия,
*
Правильные средства к жизни,
*
Правильное усилие,
*
Правильная осознанность.
*
Правильное сосредоточение.
Когда, монахи, ученик Благородных так понимает
чувственные удовольствия, источник и происхождение чувственных
удовольствий, результат чувственных удовольствий, прекращение
чувственных удовольствий, и путь, ведущий к прекращению чувственных
удовольствий, [то тогда] он понимает, что эта проникающая святая
жизнь является прекращением чувственных удовольствий5.
Когда
так было сказано: «Чувственные удовольствия следует понять…
Путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий, следует
понять» – то в отношении этого так было сказано.
Чувства
(2) Когда
было сказано: «Чувства следует понять… Путь, ведущий к прекращению
чувств, следует понять» – то в отношении чего так было сказано?
Монахи,
есть эти три чувства:
* приятное
чувство,
*
болезненное чувство,
*
ни-приятное-ни-болезненное чувство.
И каков источник и происхождение чувств? Контакт является их
источником и происхождением.
И
каково разнообразие чувств? Есть плотское приятное чувство,
есть духовное приятное чувство. Есть плотское болезненное чувство,
есть духовное болезненное чувство. Есть плотское ни-приятное-ни-болезненное
чувство, есть духовное ни-приятное-ни-болезненное чувство6.
Это называется разнообразием чувств.
И каков
результат чувств? Человек порождает личностное существование,
соответствующее тем [чувствам], которых он желает, и которое
может быть последствием заслуг или проступков. Таков результат
чувств.
И каково
прекращение чувств? С прекращением контакта имеет место прекращение
чувств.
Этот самый
Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению
чувств, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда, монахи,
ученик Благородных так понимает чувства, источник и происхождение
чувств, результат чувств, прекращение чувств, и путь, ведущий
к прекращению чувств, [то тогда] он понимает, что эта проникающая
святая жизнь является прекращением чувств.
Когда
так было сказано: «Чувства следует понять… Путь, ведущий к прекращению
чувств, следует понять» – то в отношении этого так было сказано.
Восприятия
(3) Когда
так было сказано: «Восприятия следует понять… Путь, ведущий
к прекращению восприятий, следует понять» – то в отношении чего
так было сказано?
Монахи,
есть эти шесть восприятий:
* восприятие
форм,
*
восприятие звуков,
*
восприятие запахов,
*
восприятие вкусов,
*
восприятие тактильных ощущений,
*
восприятие ментальных феноменов.
И каков источник и происхождение восприятий? Контакт является
их источником и происхождением.
И каково
разнообразие восприятий? Восприятие форм – это одно, восприятие
звуков – другое, восприятие запахов – ещё другое, восприятие
вкусов – ещё другое, восприятие тактильных ощущений – ещё другое,
восприятие ментальных феноменов – ещё другое. Это называется
разнообразием восприятий.
И
каков результат восприятий? Я говорю вам, что результат восприятий
заключается в выражении7.
То, каким образом человек воспринимает что-либо, именно таким
образом он выражает себя, [говоря]: «Я воспринимал то-то и то-то».
Это называется результатом восприятия.
И каково
прекращение восприятий? С прекращением контакта имеет место
прекращение восприятий.
Этот самый
Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению
восприятий, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда, монахи,
ученик Благородных так понимает восприятия, источник и происхождение
восприятий, результат восприятий, прекращение восприятий, и
путь, ведущий к прекращению восприятий, [то тогда] он понимает,
что эта проникающая святая жизнь является прекращением восприятий.
Когда
так было сказано: «Восприятия следует понять… Путь, ведущий
к прекращению восприятий, следует понять» – то в отношении этого
так было сказано.
Пятна
загрязнений ума
(4) Когда
так было сказано: «Пятна [умственных загрязнений] следует понять…
Путь, ведущий к прекращению пятен, следует понять» – то в отношении
чего так было сказано?
Монахи,
есть эти три пятна:
* пятно чувственности,
*
пятно существования,
*
пятно невежества.
И каков источник и происхождение пятен? Невежество является
их источником и происхождением.
И каково
разнообразие пятен? Есть пятна, ведущие в ад. Есть пятна, ведущие
в мир животных. Есть пятна, ведущие в мир страдающих духов.
Есть пятна, ведущие в мир людей. Есть пятна, ведущие в мир дэвов.
Это называется разнообразием загрязнений.
И каков
результат пятен? Человек, погружённый в невежество, порождает
соответствующее личностное существование, которое может быть
последствием либо заслуг, либо проступков. Таков результат пятен.
И каково
прекращение пятен? С прекращением невежества имеет место прекращение
пятен.
Этот самый
Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению
пятен, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда, монахи,
ученик Благородных так понимает пятна, источник и происхождение
пятен, результат пятен, прекращение пятен, и путь, ведущий к
прекращению пятен, [то тогда] он понимает, что эта проникающая
святая жизнь является прекращением пятен.
Когда
так было сказано: «Пятна следует понять… Путь, ведущий к прекращению
пятен, следует понять» – то в отношении этого так было сказано.
Камма
(5) Когда
так было сказано: «Камму следует понять… Путь, ведущий к прекращению
каммы, следует понять» – то в отношении чего так было сказано?
Монахи,
намерение я называю каммой. Породив намерение, человек действует
телом, речью или умом.
И каков
источник и происхождение каммы? Контакт является её источником
и происхождением.
И
каково разнообразие каммы? Есть камма, переживаемая в аду. Есть
камма, переживаемая в мире животных. Есть камма, переживаемая
в мире страдающих духов. Есть камма, переживаемая в мире людей.
Есть камма, переживаемая в мире дэвов. Это называется разнообразием
каммы8.
И каков
результат каммы? Результат каммы, я говорю вам, троичен: [переживаемый]
в этой самой жизни, или в [следующем] перерождении, или в некоторых
последующих случаях. Это называется результатом каммы.
И
каково прекращение каммы? С прекращением контакта имеет место
прекращение каммы9.
Этот самый
Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению
каммы, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда, монахи,
ученик Благородных так понимает камму, источник и происхождение
каммы, результат каммы, прекращение каммы, и путь, ведущий к
прекращению каммы, [то тогда] он понимает, что эта проникающая
святая жизнь является прекращением каммы.
Когда
так было сказано: «Камму следует понять… Путь, ведущий к прекращению
каммы, следует понять» – то в отношении этого так было сказано.
Страдания
(6) Когда
так было сказано: «Страдания следует понять… Путь, ведущий к
прекращению страданий, следует понять» – то в отношении чего
так было сказано?
Рождение – это страдание. Старость – это страдание. Болезни – это страдание.
Смерть – это страдание. Печаль, стенание, боль, уныние, и отчаяние – это страдание. Неполучение желаемого – это страдание. Вкратце,
пять совокупностей, подверженных цеплянию – это страдание.
И каков
источник и происхождение страданий? Жажда является их источником
и происхождением.
И каково
разнообразие страданий? Есть неимоверное страдание. Есть лёгкое
страдание. Есть страдание, исчезающее медленно. Есть страдание,
исчезающее быстро. Это называется разнообразием страданий.
И
каков результат страданий? Вот некий человек, одолеваемый страданием,
с умом, охваченным им, печалится, горюет, и плачет. Он рыдает,
бьёт себя в груди, становится обезумевшим. Или же, одолеваемый
страданием, с умом, охваченным им, он отправляется на внешние
поиски, говоря: «У кого есть [мантра в] слово или два, чтобы
положить конец этому страданию?»10
Страдание, я говорю вам, заканчивается либо безумием [от горя],
либо поиском. Это называется результатом страданий.
И каково
прекращение страданий? С прекращением жажды имеет место прекращение
страданий.
Этот самый
Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению
страданий, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда, монахи,
ученик Благородных так понимает страдания, источник и происхождение
страданий, результат страданий, прекращение страданий, и путь,
ведущий к прекращению страданий, [то тогда] он понимает, что
эта проникающая святая жизнь является прекращением страданий.
Когда так
было сказано: «Страдания следует понять… Путь, ведущий к прекращению
страданий, следует понять» – то в отношении этого так было сказано.
В этом,
монахи, заключается проникающее изложение Дхаммы».
|