[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти шесть непревзойдённых вещей. Какие
шесть?
* непревзойдённое видение,
*
непревзойдённое слушание,
*
непревзойдённое обретение,
*
непревзойдённая тренировка,
*
непревзойдённое услужение,
*
непревзойдённое памятование.
(1) И что такое, монахи, непревзойдённое видение? Вот некий
человек отправляется увидеть слона-сокровище, коня-сокровище,
самоцвет-сокровище, или различные виды. Или же он отправляется
повидать жреца или отшельника с неправильными воззрениями, с
неправильной практикой. Есть такое видение, я не отрицаю этого.
Но, всё же, это видение низкое, обыденное, мирское, постыдное,
неполезное. Оно не ведёт к разочарованию, к бесстрастию, прекращению,
покою, прямому знанию, просветлению, ниббане.
Однако,
когда тот, кто наделён верой, утверждённой преданностью, полный
решимости и уверенности отправляется увидеть Татхагату или ученика
Татхагаты, то это непревзойдённое видение способствует очищению
существ, преодолению печали и стенания, угасанию боли и уныния,
обретению метода, реализации ниббаны. Это называется непревзойдённым
видением. Таково непревзойдённое видение.
(2) И что
такое непревзойдённое слушание? Вот некий человек отправляется
послушать звуки барабанов, звуки лютни, звуки пения, или послушать
[иные] различные звуки. Или же он отправляется послушать Дхамму
жреца или отшельника с неправильными воззрениями, с неправильной
практикой. Есть такое слушание, я не отрицаю этого. Но, всё
же, это слушание низкое, обыденное, мирское, постыдное, неполезное.
Оно не ведёт к разочарованию, к бесстрастию, прекращению, покою,
прямому знанию, просветлению, ниббане.
Однако,
когда тот, кто наделён верой, утверждённой преданностью, полный
решимости и уверенности отправляется послушать Татхагату или
ученика Татхагаты, то это непревзойдённое слушание способствует
очищению существ, преодолению печали и стенания, угасанию боли
и уныния, обретению метода, реализации ниббаны. Это называется
непревзойдённым слушанием. Таково непревзойдённое видение и
непревзойдённое слушание.
(3) И что
такое непревзойдённое обретение? Вот некий человек обретает
сына, жену, или богатство. Или же он обретает различные блага.
Или же он обретает веру в жреца или отшельника с неправильными
воззрениями, с неправильной практикой. Есть такое обретение,
я не отрицаю этого. Но, всё же, это обретение низкое, обыденное,
мирское, постыдное, неполезное. Оно не ведёт к разочарованию,
к бесстрастию, прекращению, покою, прямому знанию, просветлению,
ниббане.
Однако,
когда тот, кто наделён верой, утверждённой преданностью, полный
решимости и уверенности обретает веру в Татхагату или в ученика
Татхагаты, то это непревзойдённое обретение способствует очищению
существ, преодолению печали и стенания, угасанию боли и уныния,
обретению метода, реализации ниббаны. Это называется непревзойдённым
обретением. Таково непревзойдённое видение, непревзойдённое
слушание, и непревзойдённое обретение.
(4) И что
такое непревзойдённая тренировка? Вот некий человек тренируется
в езде на слонах, в езде на лошадях, в езде на колесницах, в
стрельбе из лука, во владении мечом. Или же он тренируется в
[иных] различных областях. Или же он тренируется [в практике]
под [учительством] жреца или отшельника с неправильными воззрениями,
с неправильной практикой. Есть такая тренировка, я не отрицаю
этого. Но, всё же, эта тренировка низкая, обыденная, мирская,
постыдная, неполезная. Она не ведёт к разочарованию, к бесстрастию,
прекращению, покою, прямому знанию, просветлению, ниббане.
Однако,
когда тот, кто наделён верой, утверждённой преданностью, полный
решимости и уверенности тренируется в высшем нравственном поведении,
высшем уме, и высшей мудрости [под учительством] Татхагаты или
ученика Татхагаты, то эта непревзойдённая тренировка способствует
очищению существ, преодолению печали и стенания, угасанию боли
и уныния, обретению метода, реализации ниббаны. Это называется
непревзойдённой тренировкой. Таково непревзойдённое видение,
непревзойдённое слушание, непревзойдённое обретение, и непревзойдённая
тренировка.
(5) И что
такое непревзойдённое услужение? Вот некий человек прислуживает
кхаттию, брахману, или домохозяину. Или же он прислуживает другим.
Или же он прислуживает жрецу или отшельнику с неправильными
воззрениями, с неправильной практикой. Есть такое услужение,
я не отрицаю этого. Но, всё же, это услужение низкое, обыденное,
мирское, постыдное, неполезное. Оно не ведёт к разочарованию,
к бесстрастию, прекращению, покою, прямому знанию, просветлению,
ниббане.
Однако,
когда тот, кто наделён верой, утверждённой преданностью, полный
решимости и уверенности прислуживает Татхагате или ученику Татхагаты,
то это непревзойдённое услужение способствует очищению существ,
преодолению печали и стенания, угасанию боли и уныния, обретению
метода, реализации ниббаны. Это называется непревзойдённым услужением.
Таково непревзойдённое видение, непревзойдённое слушание, непревзойдённое
обретение, непревзойдённая тренировка, и непревзойдённое услужение.
(6) И что
такое непревзойдённое памятование? Вот некий человек памятует
об обретении сына, жены, или богатства. Или же он памятует о
различных видах обретений. Или же он памятует о жреце или отшельнике
с неправильными воззрениями, с неправильной практикой. Есть
такое памятование, я не отрицаю этого. Но, всё же, это памятование
низкое, обыденное, мирское, постыдное, не полезное. Оно не ведёт
к разочарованию, к бесстрастию, прекращению, покою, прямому
знанию, просветлению, ниббане.
Однако,
когда тот, кто наделён верой, утверждённой преданностью, полный
решимости и уверенности памятует о Татхагате или об ученике
Татхагаты, то это непревзойдённое памятование способствует очищению
существ, преодолению печали и стенания, угасанию боли и уныния,
обретению метода, реализации ниббаны. Это называется непревзойдённым
памятованием.
Таковы,
монахи, шесть непревзойдённых вещей». [И далее он добавил]:
«Зрелище лучшее заполучив,
А также слушание, которое непревзойдённо,
А также обретение непревзойдённое добыв,
И радуясь непревзойдённой тренировке,
И в услужении внимательный [всегда],
Памятование развивает он,
Что связано с уединением, спасением,
Которое к Бессмертному ведёт.
Радуясь прилежанию,
Благоразумный, нравственный –
Как придёт время, он осуществит
То, где страдание всецело угасает».
|