[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей.
Какие четыре?
Тот, кто
практикует ни ради собственного благополучия, ни ради благополучия
других; тот, кто практикует ради благополучия других, но не
ради собственного благополучия; тот, кто практикует ради собственного
благополучия, но не ради благополучия других; и тот, кто практикует
и ради собственного благополучия, и ради благополучия других.
(1) Представьте,
монахи, полено из погребального костра, обожжённое с обоих
концов и измазанное нечистотами в середине. Его нельзя было
бы использовать в качестве древесины ни в деревне, ни в лесу.
Таков, я говорю вам, и тот человек, который практикует ни
ради собственного благополучия, ни ради благополучия других.
(2) Монахи,
тот из них, кто практикует ради благополучия других, но не
ради собственного благополучия, является более превосходным
и возвышенным из [этих первых] двух личностей.
(3) Тот,
кто практикует ради собственного благополучия, но не ради
благополучия других, является более превосходным и возвышенным
из [этих первых] трёх личностей.
(4) Тот,
кто практикует и ради собственного благополучия, и ради благополучия
других, является лучшим, наивысшим, превосходящим остальных,
величайшим, самым превосходным из этих четырёх личностей.
Подобно тому, как корова даёт молоко, из молока получается
творог, из творога – масло, из масла – топлёное масло, из
топлёного масла – сливки топлёного масла, которые считаются
наивысшим из всего этого, то точно также и тот, кто практикует
и ради собственного благополучия, и ради благополучия других,
является лучшим, наивысшим, превосходящим остальных, величайшим,
самым превосходным из этих четырёх личностей.
Таковы,
монахи, четыре типа личностей, существующих в мире».