[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей.
Какие четыре?
Вот некий
человек обретает внутреннее успокоение ума, но не высшую мудрость
прозрения в феномены. Другой человек обретает высшую мудрость
прозрения в феномены, но не внутреннее успокоение ума. Ещё
другой не обретает ни внутреннего успокоения ума, ни высшей
мудрости прозрения в феномены. Ещё другой обретает и внутреннее
успокоение ума, и высшую мудрость прозрения в феномены.
(1) Монахи,
тот из них, кто обретает внутреннее успокоение ума, но не
высшую мудрость прозрения в феномены, должен опираться на
внутреннее успокоение ума и прилагать усилия к обретению высшей
мудрости прозрения в феномены. И тогда, спустя какое-то время,
он [станет тем, кто] обретает и внутреннее успокоение ума,
и высшую мудрость прозрения в феномены.
(2) Тот
из них, кто обретает высшую мудрость прозрения в феномены,
но не внутреннее успокоение ума, должен опираться на высшую
мудрость прозрения в феномены и прилагать усилия к обретению
внутреннего успокоения ума. И тогда, спустя какое-то время,
он [станет тем, кто] обретает и внутреннее успокоение ума,
и высшую мудрость прозрения в феномены.
(3) Тот
из них, кто не обретает ни высшей мудрости прозрения в феномены,
ни внутреннего успокоения ума, должен приложить дополнительное
желание, усилие, старание, воодушевление, неутомимость, осознанность
и бдительность ради обретения этих обоих благих качеств. Подобно
тому, как тот, у кого загорелась бы одежда или [волосы] на
голове, приложил бы дополнительное желание, усилие, старание,
воодушевление, неутомимость, осознанность и бдительность для
того, чтобы потушить [пламя] на своей одежде или голове – то точно также этот человек должен приложить дополнительное
желание, усилие, старание, воодушевление, неутомимость, осознанность
и бдительность ради обретения этих обоих благих качеств. И
тогда, спустя какое-то время, он [станет тем, кто] обретает
и внутреннее успокоение ума, и высшую мудрость прозрения в
феномены.
(4) Тот
из них, кто обретает и внутреннее успокоение ума, и высшую
мудрость прозрения в феномены, должен опираться на оба эти
самые благие качества и прилагать дальнейшие усилия, чтобы
достичь уничтожения пятен [загрязнений ума].
Таковы,
монахи, четыре типа личностей, существующих в мире».