Однажды
Благословенный шёл по дороге между Мадхурой и Вераньджей. И
группа мирян и мирянок также шла по той же самой дороге. И тогда
Благословенный сошёл с дороги и сел у подножья дерева. Миряне
и мирянки увидели сидящего [у подножья дерева] Благословенного,
подошли к нему, поклонились и сели рядом. Тогда Благословенный
сказал им:
«Домохозяева,
есть четыре вида совместного проживания. Какие четыре?
* труп
живёт с трупом1;
*
труп живёт с женщиной-божеством;
*
мужчина-божество живёт с трупом;
*
мужчина-божество живёт с женщиной-божеством;
(1) И каким образом, домохозяева, труп живёт с трупом? Бывает
так, что муж является тем, кто уничтожает жизнь, берёт то,
что [ему] не было дано, пускается в неблагое сексуальное поведение,
лжёт, потакает употреблению вина, спиртного, одурманивающих
веществ, что являются основой для беспечности. Он безнравственный,
с плохим характером. Он пребывает дома с умом, охваченным
пятном скупости. Он оскорбляет и ругает жрецов и отшельников.
И его жена также уничтожает жизнь… …оскорбляет и ругает жрецов
и отшельников. Вот каким образом труп живёт с трупом.
(2) И
каким образом труп живёт с женщиной-божеством? Бывает так,
что муж является тем, кто уничтожает жизнь… ругает жрецов
и отшельников. Но его жена воздерживается от уничтожения жизни,
от взятия того, что не дано, от неблагого сексуального поведения,
от лжи, от вина, спиртного, одурманивающих веществ, что являются
основой для беспечности. Она нравственная, с хорошим характером.
Она пребывает дома с умом, лишённым пятна скупости. Она не
оскорбляет и не ругает жрецов и отшельников. Вот каким образом
труп живёт с женщиной-божеством.
(3) И
каким образом мужчина-божество живёт с трупом? Бывает так,
что муж воздерживается от уничтожения жизни… не оскорбляет
и не ругает жрецов и отшельников. Но его жена уничтожает жизнь…
ругает жрецов и отшельников. Вот каким образом мужчина-божество
живёт с трупом.
(4) И
каким образом мужчина-божество живёт с женщиной-божеством?
Бывает так, что муж воздерживается от уничтожения жизни… не
оскорбляет и не ругает жрецов и отшельников. И его жена также
воздерживается от уничтожения жизни… не оскорбляет и не ругает
жрецов и отшельников. Вот каким образом мужчина-божество живёт
с женщиной-божеством. Таковы четыре вида совместного проживания».
[И далее он добавил]:
«Когда они безнравственные оба,
Когда скупы и склонны к оскорблению,
Муж и жена, что вместе проживают,
Живут друг с другом словно пара трупов.
Но может муж безнравственным ведь быть,
Скупым и склонным к оскорблению,
Тогда как нравственна его жена,
Она щедра, она великодушна.
Такая женщина подобна божеству,
Живёт которая с мужчиной-трупом.
Но может муж и нравственным ведь быть,
Он щедрый, он великодушный.
Притом, безнравственна его жена,
Она скупа и склонна к оскорблению.
Такая женщина подобна трупу,
Что с божеством-мужчиной проживает.
Вот муж с женою обладают верой,
Они щедры и сдержаны собою.
И оба праведную жизнь ведут,
Общаются приятными словами.
Многие блага обретут они,
И проживают в умиротворении.
Враги же недовольны их,
Ведь нравственность обоих безупречна2.
И Дхамму в этой жизни соблюдая,
В принципах нравственных сравняются они.
[И после, проявившись] в мире дэвов,
Их радость, чувств услада ожидает».