В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, глупый, несведущий,
плохой человек, который ведёт себя плохо по отношению к четырём
личностям, держит себя в изувеченном и искалеченном состоянии.
Он достоин порицания и упрёков со стороны мудрых, и он порождает
множество неблагих заслуг. К каким четырём?
Когда
глупый, несведущий, плохой человек ведёт себя плохо по отношению
(1) к своей матери, он держит себя в изувеченном и искалеченном
состоянии. Он достоин порицания и упрёков со стороны мудрых,
и он порождает множество неблагих заслуг. Когда глупый, несведущий,
плохой человек ведёт себя плохо по отношению (2) к своему
отцу… (3) …к Татхагате… (4) …к ученику Татхагаты, он держит
себя в изувеченном и искалеченном состоянии. Он достоин порицания
и упрёков со стороны мудрых, и он порождает множество неблагих
заслуг.
Глупый,
несведущий, плохой человек, который ведёт себя плохо по отношению
к этим четырём личностям, держит себя в изувеченном и искалеченном
состоянии. Он достоин порицания и упрёков со стороны мудрых,
и он порождает множество неблагих заслуг.
Монахи,
мудрый, сведущий, хороший человек, который ведёт себя хорошо
по отношению к четырём личностям, поддерживает себя неизувеченным
и неискалеченным. Он безупречен и не порицается мудрыми, и
он порождает множество благих заслуг. К каким четырём?
Когда
мудрый, сведущий, хороший человек ведёт себя хорошо по отношению
к своей матери… отцу… Татхагате… ученику Татхагаты, он поддерживает
себя неизувеченным и неискалеченным. Он безупречен и не порицается
мудрыми, и он порождает множество благих заслуг.
Когда
мудрый, сведущий, хороший человек ведёт себя хорошо по отношению
к этим четырём личностям, он поддерживает себя неизувеченным
и неискалеченным. Он безупречен и не порицается мудрыми, и
он порождает множество благих заслуг». [И далее он добавил]:
«Коль плохо человек себя ведёт
По отношению и к матери, к отцу,
К Татхагате, который пробуждён,
А также и к его ученику –
То создаёт плохих он множество заслуг.
Из-за неправедного поведения к отцу,
А также к матери и собственной своей
Тебя мудрейший будет порицать
А после смерти тебя ждёт плохой удел.
Но тот, кто хорошо себя ведёт
По отношению и к матери, к отцу,
К Татхагате, который пробуждён,
А также и к его ученику –
То создаёт тогда он множество заслуг.
Из-за праведного поведения к отцу,
А также к матери и собственной своей
Тебя мудрейший будет восхвалять
А после смерти ты окажешься в раю».