[Благословенный
сказал]: «Монахи, я дам вам учение о плохих людях и людях, которые
ещё хуже плохих; о хороших людях и о людях, которые ещё лучше
хороших. Слушайте внимательно. Я буду говорить».
«Да, Учитель» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
(1) «И
кто, монахи, является плохим человеком? Вот некий человек
лишён веры, стыда, боязни совершить проступок, он слаб в изучении,
ленив, с замутнённым умом, немудрый. Такой зовётся плохим
человеком.
(2) И
какой человек ещё хуже, чем плохой человек? Вот некий человек
сам лишён веры и поощряет других быть лишёнными веры. Он сам
лишён стыда и поощряет других быть лишёнными стыда. Он сам
лишён боязни совершить проступок и поощряет других быть лишёнными
боязни совершить проступок. Он сам слаб в изучении и поощряет
других быть слабыми в изучении. Он сам ленив и поощряет лень
в других. Он сам имеет замутнённый ум и поощряет других быть
с замутнёнными умами. Он сам немудр и поощряет отсутствие
мудрости в других. Такой зовётся человеком, который ещё хуже,
чем плохой человек.
(3) И
кто является хорошим человеком? Вот некий человек наделён
верой, чувством стыда и боязнью совершить проступок, он учёный,
усердный, осознанный, и мудрый. Такой зовётся хорошим человеком.
(4) И
какой человек ещё лучше, чем хороший человек? Вот некий человек
сам совершенен в вере и поощряет других быть совершенными
в вере. У него самого есть чувство стыда, и он поощряет чувство
стыда в других. У него у самого есть боязнь совершить проступок,
и он поощряет боязнь совершить проступок в других. Он сам
учёный и поощряет учёность в других. Он сам усердный и поощряет
других зарождать усердие. Он сам осознан и поощряет других
утверждать осознанность. Он сам мудр и поощряет других быть
совершенными в мудрости. Такой зовётся человеком, который
ещё лучше, чем хороший человек».