Однажды
Благословенный пребывал в Весали в зале с остроконечной крышей
в Великом Лесу. И тогда Салха из клана Личчхави и Абхая из клана
Личчхави подошли к Благословенному, поклонились ему, и сели
рядом. Затем Салха из клана Личчхави сказал Благословенному:
«Господин,
есть некие жрецы и отшельники, которые провозглашают пересечение
наводнения посредством двух вещей: за счёт очищения нравственного
поведения и за счёт аскезы и отвращения. Что Благословенный
скажет на это?»
«Я утверждаю,
Салха, что очищение нравственного поведения является одним
из факторов отшельничества. Но те жрецы и отшельники, которые
пропагандируют аскезу и отвращение, которые считают аскезу
и отвращение сутью, которые твёрдо держатся за аскезу и отвращение,
неспособны пересечь наводнение. А также те жрецы и отшельники,
чьё телесное, словесное, и умственное поведение нечистое,
чьи средства к жизни нечистые, неспособны [достичь] знания
и видения, непревзойдённого просветления.
Представь,
Салха, как если бы человек, желающий пересечь реку, взял бы
острый топор и вошёл в рощу. Там он бы увидел большой росток
салового дерева – прямой, свежий, не имеющий почек. Он бы
срезал его под корень, отрезал бы верхушку, очистил бы от
ветвей и листвы, обтесал бы топорами, затем далее обтесал
бы тесаками, поскоблил бы рубанком, отполировал каменным шаром,
и отправился бы пересекать реку. Как ты думаешь, Салха? Мог
бы этот человек пересечь реку?»
«Нет,
Господин. И почему? Ведь несмотря на то, что этот росток салового
дерева был тщательно подготовлен снаружи, он не был вычищен
изнутри. Можно ожидать того, что этот росток салового дерева
утонет и человек повстречает беду и несчастье».
«Точно
также, Салха, те жрецы и отшельники, которые пропагандируют
аскезу и отвращение, которые считают аскезу и отвращение сутью,
которые твёрдо держатся за аскезу и отвращение, неспособны
пересечь наводнение. А также те жрецы и отшельники, чьё телесное,
словесное, и умственное поведение нечистое, чьи средства к
жизни нечистые, неспособны [достичь] знания и видения, непревзойдённого
просветления.
Но, Салха,
те жрецы и отшельники, которые не пропагандируют аскезу и
отвращение, которые не считают аскезу и отвращение сутью,
которые не держатся твёрдо за аскезу и отвращение, способны
пересечь наводнение. А также те жрецы и отшельники, чьё телесное,
словесное, и умственное поведение чистое, чьи средства к жизни
чистые, способны [достичь] знания и видения, непревзойдённого
просветления.
Представь,
Салха, как если бы человек, желающий пересечь реку, взял бы
острый топор и вошёл в рощу. Там он бы увидел большой росток
салового дерева – прямой, свежий, не имеющий почек. Он бы
срезал его под корень, отрезал бы верхушку, очистил бы от
ветвей и листвы, обтесал бы топорами, затем далее обтесал
бы тесаками, поскоблил бы рубанком, отполировал каменным шаром,
и превратил бы его в лодку. Затем он снабдил бы его вёслами
и рулём и отправился бы пересекать реку. Как ты думаешь, Салха?
Мог бы этот человек пересечь реку?»
«Да, Господин.
И почему? Ведь этот росток салового дерева был тщательно подготовлен
снаружи, хорошо вычищен изнутри, превращён в лодку, снабжён
вёслами и рулём. Можно ожидать того, что этот росток салового
дерева не утонет и человек в сохранности доберётся до другого
берега».
(1) «Точно
также, Салха, те жрецы и отшельники, которые не пропагандируют
аскезу и отвращение, которые не считают аскезу и отвращение
сутью, которые не держатся твёрдо за аскезу и отвращение,
способны пересечь наводнение. А также те жрецы и отшельники,
чьё телесное, словесное, и умственное поведение чистое, чьи
средства к жизни чистые, способны [достичь] знания и видения,
непревзойдённого просветления.
Даже если
воин знает множество трюков, которые можно выполнить с помощью
стрел, только если он наделён тремя качествами, он достоин
царя, является принадлежностью царя, считается одним из факторов
царствования. Какими тремя? Он стрелок на дальние расстояния,
меткий стрелок, и он тот, кто раскалывает большое тело.
(2) Подобно
тому, как воин является стрелком на дальние расстояния, так
и ученик Благородных обладает правильным сосредоточением.
Любую форму – прошлую, настоящую, будущую, внутреннюю или
внешнюю, грубую или утончённую, низшую или возвышенную, далёкую
или близкую – ученик Благородных [с помощью] правильного сосредоточения
видит правильной мудростью всякую форму в соответствии с действительностью:
«Это не моё. Я не таков. Это не моё «я».
Любое чувство…
Любое восприятие…
Любые формации [ума]…
Любое сознание – прошлое, настоящее, будущее, внутреннее или
внешнее, грубое или утончённое, низшее или возвышенное, далёкое
или близкое – ученик Благородных [с помощью] правильного сосредоточения
видит правильной мудростью всякое сознание в соответствии
с действительностью: «Это не моё. Я не таков. Это не моё «я».
(3) Подобно
тому, как воин является метким стрелком, точно также ученик
Благородных имеет правильное воззрение. С помощью правильного
воззрения ученик Благородных понимает в соответствии с действительностью:
«Это – страдание». Он понимает в соответствии с действительностью:
«Это – источник страдания»… «Это – прекращение страдания»…
«Это – путь, ведущий к прекращению страдания».
(4) Подобно
тому, как воин раскалывает большое тело, точно также ученик
Благородных обладает правильным освобождением. С помощью правильного
освобождения ученик Благородных раскалывает огромную груду
невежества».