[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти четыре вида уз. Какие четыре?
* узы чувственности,
*
узы существования,
*
узы воззрений,
*
узы невежества.
(1) И что такое, монахи, узы чувственности? Вот некий человек
не понимает в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение, привлекательность, опасность, и спасение в отношении
чувственных удовольствий. Когда он не понимает эти вещи в
соответствии с действительностью, то тогда чувственное вожделение,
чувственное наслаждение, чувственное влечение, чувственная
одержимость, чувственная потребность, чувственная страсть,
чувственная привязанность, чувственная жажда залегают в нём
глубоко [в скрытом виде] в отношении чувственных удовольствий.
Это называется узами чувственности. Таковы узы чувственности.
(2)
И что такое узы существования? Вот некий человек не понимает
в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение,
привлекательность, опасность, и спасение в отношении состояний
существования. Когда он не понимает эти вещи в соответствии
с действительностью, то тогда вожделение к существованию,
наслаждение существованием, влечение к существованию, одержимость
существованием, потребность в существовании, страсть к существованию,
привязанность к существованию, жажда к существованию1
залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении состояний
существования. Это называется узами существования. Таковы
узы чувственности и узы существования.
(3) И
что такое узы воззрений? Вот некий человек не понимает в соответствии
с действительностью происхождение и исчезновение, привлекательность,
опасность, и спасение в отношении воззрений. Когда он не понимает
эти вещи в соответствии с действительностью, то тогда вожделение
к воззрениям, наслаждение воззрениями, влечение к воззрениям,
одержимость воззрениями, потребность в воззрениях, страсть
к воззрениями, привязанность к воззрениям, жажда к воззрениям
залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении воззрений.
Это называется узами воззрений. Таковы узы чувственности,
узы существования, и узы воззрений.
(4) И
что такое узы невежества? Вот некий человек не понимает в
соответствии с действительностью происхождение и исчезновение,
привлекательность, опасность, и спасение в отношении шести
сфер контакта. Когда он не понимает эти вещи в соответствии
с действительностью, то тогда невежество и незнание залегают
в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении шести сфер контакта.
Это называется узами невежества. Таковы узы чувственности,
узы существования, узы воззрений, и узы невежества.
Когда
кто-либо опутан плохими, неблагими состояниями [ума], которые
являются загрязняющими, ведущими к новому существованию, беспокоящими,
созревающими в страдании, ведущими к будущему рождению, старости,
и смерти – то тогда о нём говорится, что он «не защищён от
подневольности». Таковы четыре вида уз.
Монахи,
есть эти четыре вида разрывания уз. Какие четыре? Разрывание
уз существования… невежества.
И что
такое разрывание уз чувственности? Вот некий человек понимает
в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение,
привлекательность, опасность, и спасение в отношении чувственных
удовольствий. Когда он понимает эти вещи в соответствии с
действительностью, то тогда чувственное вожделение… чувственная
жажда не залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении
чувственных удовольствий. Это называется разрыванием уз чувственности.
Таково разрывание уз чувственности.
И что
такое разрывание уз существования? Вот некий человек понимает…
спасение в отношении состояний существования. Когда он понимает…
вожделение к существованию… жажда к существованию не залегают
в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении состояний существования.
Это называется разрыванием уз существования. Таково разрывание
уз чувственности и разрывание уз существования.
И что
такое разрывание уз воззрений? Вот некий человек понимает…
спасение в отношении воззрений. Когда он понимает… вожделение
к воззрениям… жажда к воззрениям не залегают в нём глубоко
[в скрытом виде] в отношении воззрений. Это называется разрыванием
уз воззрений. Таково разрывание уз чувственности, разрывание
уз существования, и разрывание уз воззрений.
И что
такое разрывание уз невежества? Вот некий человек понимает…
спасение в отношении шести сфер контакта. Когда он понимает
эти вещи в соответствии с действительностью, то тогда невежество
и незнание не залегают в нём глубоко [в скрытом виде] в отношении
шести сфер контакта. Это называется разрыванием уз невежества.
Таково разрывание уз чувственности, разрывание уз существования,
разрывание уз воззрений, и разрывание уз невежества.
Когда
кто-либо отлучён от плохих, неблагих состояний [ума], которые
являются загрязняющими, ведущими к новому существованию, беспокоящими,
созревающими в страдании, ведущими к будущему рождению, старости,
и смерти – то тогда о нём говорится, что он «защищён от подневольности».
Таковы четыре вида разрывания уз». [И далее он добавил]:
«Опутанные чувственности узами,
[Как и опутанные] узами существования,
Как и опутанные узами воззрений,
Хотя [им всем] предшествует невежество,
В сансаре [этой] существа блуждают,
Ведомые рождением и смертью.
Но вот, всецело всё поняв,
Услады чувств, существования узы,
Воззрений узы все искоренив,
И сделав так, что и невежество исчезло,
Мудрейший узы смог все разорвать,
От подневольности сумел освободиться».