И
тогда Достопочтенный
Ананда подошёл к Благословенному, поклонился ему и сел рядом.
Затем Благословенный сказал ему: «Ананда, все ли правила поведения
и предписания, [все ли виды аскетического] образа жизни, и [все
ли виды] святой жизни являются плодотворными, будучи установленными
в качестве [наиважнейшей] сути?»
«Не все,
Учитель».
«В таком
случае, Ананда, проведи различие [между ними]».
«Учитель,
представьте, как некий человек взращивает [определённые] правила
поведения и предписания, [аскетический] образ жизни и святую
жизнь, устанавливая их в качестве [наиважнейшей] сути. Если
в этом случае неблагие качества увеличиваются [в нём], а благие
качества уменьшаются, то такие правила поведения и предписания,
[аскетический] образ жизни и святая жизнь, установленные в
качестве [наиважнейшей] сути, являются бесплодными. Но если
неблагие качества уменьшаются, а благие качества увеличиваются,
то такие правила поведения и предписания, [аскетический] образ
жизни и святая жизнь, установленные в качестве [наиважнейшей]
сути, являются плодотворными».
Так сказал
Достопочтенный Ананда. Учитель согласился. И тогда Достопочтенный
Ананда, подумав: «Учитель согласился», поклонился Благословенному
и, обойдя его с правой стороны, ушёл.
И вскоре
после того как Достопочтенный Ананда ушёл, Благословенный
обратился к монахам: «Монахи, Ананда является учеником, но
не просто найти того, кто мог бы сравниться с ним в мудрости».