Однажды
Достопочтенный Ананда пребывал в Весали в зале с остроконечной
крышей в Великом Лесу. И тогда Абхая из клана Личчхави, а также
Пандитакумара из клана Личчхави1,
подошли к Достопочтенному Ананде, поклонились ему и сели рядом.
И тогда Абхая из клана Личчхави обратился к Достопочтенному
Ананде:
«Господин,
Нигантха Натапутта заявляет, о том, что является всезнающим
и всевидящим, что имеет всеохватывающее знание и видение,
[говоря]: «Когда я иду, стою, сплю или бодрствую, знание и
видение постоянно и непрерывно присутствуют во мне». Он предписывает
прекращение старых камм посредством [болезненной] аскезы,
разрушению моста2
посредством не-создавания новой каммы. Так, через уничтожение
каммы уничтожается страдание. Через уничтожение страдания
уничтожается чувство. Через уничтожение чувства всё страдание
будет изношено. Вот каким образом происходит преодоление [страдания]
посредством этого напрямую видимого очищения за счёт изнашивания3.
Что Благословенный говорит об этом?»
«Абхая,
эти три вида изнашивающего очищения были подобающим образом
разъяснены Благословенным, Арахантом, Полностью Просветлённым,
который знает и видит, ради очищения существ, ради преодоления
печали и стенания, ради угасания боли и уныния, ради обретения
метода, ради реализации ниббаны. Какие три?
(1) Вот
монах нравственен. Он пребывает, обуздывая себя Патимоккхой,
обладая хорошим поведением и [подобающими] средствами, видя
опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила
тренировки, он тренируется в них.
Он не
создаёт какой-либо новой каммы, и он прекращает старую камму,
соприкасаясь с ней вновь и вновь. Изнашивание [каммы] видимо
напрямую, не зависит от времени, приглашает пойти и увидеть,
ведёт к цели, познаётся мудрыми самостоятельно.
(2)
Когда, Абхая, этот монах подобным образом совершенен в нравственности,
он будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым
от неблагих состояний [ума], входит и пребывает в первой джхане…
4
…четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна
чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.
Он не
создаёт какой-либо новой каммы, и он прекращает старую камму,
соприкасаясь с ней вновь и вновь. Изнашивание [каммы] видимо
напрямую, не зависит от времени, приглашает пойти и увидеть,
ведёт к цели, познаётся мудрыми самостоятельно.
(3) Когда,
Абхая, этот монах подобным образом совершенен в нравственности
и сосредоточении, то тогда, за счёт уничтожения пятен [умственных
загрязнений], прямо [здесь и сейчас] в этой самой жизни он
входит и пребывает в незапятнанном освобождении ума, освобождении
мудростью, напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно.
Он
не создаёт какой-либо новой каммы, и он прекращает старую
камму, соприкасаясь с ней вновь и вновь. Изнашивание [каммы]
видимо напрямую, не зависит от времени, приглашает пойти и
увидеть, ведёт к цели, познаётся мудрыми самостоятельно5.
Таковы,
Абхая, три вида изнашивающего очищения, подобающим образом
разъяснённые Благословенным, Арахантом, Полностью Просветлённым,
который знает и видит, ради очищения существ, ради преодоления
печали и стенания, ради угасания боли и уныния, ради обретения
метода, ради реализации ниббаны».
Когда
так было сказано, Пандитакумара из клана Личчхави сказал Абхае
из клана Личчхави: «Почему, друг Абхая, ты не благодаришь
Достопочтенного Ананду за его хорошо сказанные слова?»
«Разве
мог бы я, друг, не благодарить Достопочтенного Ананду за его
хорошо сказанные слова? Если кто-либо не поблагодарил бы Достопочтенного
Ананду за его хорошо сказанные слова, то его голова бы раскололась!»