Однажды
Благословенный пребывал в стране Сакьев в Капилаваттху в Баньяновом
Парке. И в то время Благословенный только что выздоровел от
болезни. И тогда Маханама из клана Сакьев отправился к Благословенному,
поклонился ему, сел рядом и сказал ему:
«Долгое
время, Господин, я понимал Дхамму, которой научил Благословенный,
так: «Знание приходит к тому, кто сосредоточен, а не к тому,
кто не имеет сосредоточения». Так ли оно, что сосредоточение
предшествует знанию, Господин, или же знание предшествует
сосредоточению?»
И тогда
мысль пришла к Достопочтенному Ананде: «Благословенный только
что выздоровел от болезни, и, тем не менее, этот Маханама
из клана Сакьев задаёт ему очень глубокий вопрос. Что если
я отведу в сторону Маханаму из клана Сакьев и научу его Дхамме?»
И тогда
Достопочтенный Ананда взял Маханаму из клана Сакьев за руку,
отвёл в сторону и сказал ему: «Благословенный говорил о нравственности
ученика и о нравственности того, кто окончил тренировку; о
сосредоточении ученика и о сосредоточении того, кто окончил
тренировку; о мудрости ученика и о мудрости того, кто окончил
тренировку.
(1) И
какова, Маханама, нравственность ученика? Вот монах нравственен.
Он пребывает, обуздывая себя Патимоккхой, обладая хорошим
поведением и [подобающими] средствами, видя опасность в мельчайших
проступках. Возложив на себя правила тренировки, он тренируется
в них. Это называется нравственностью ученика.
(2)
И каково сосредоточение ученика? Вот, будучи отстранённым
от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний
[ума], монах входит и пребывает в первой джхане… 1
…четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна
чистейшей осознанностью из-за невозмутимости. Это называется
сосредоточением ученика.
(3) И
какова мудрость ученика? Вот монах понимает в соответствии
с действительностью: «Это – страдание», и «Это – источник
страдания», и «Это – прекращение страдания», и «Это – путь,
ведущий к прекращению страдания». Это называется мудростью
ученика.
Когда
ученик Благородных подобным образом совершенен в нравственном
поведении, сосредоточении, и мудрости, [то тогда] за счёт
уничтожения пятен [умственных загрязнений], прямо [здесь и
сейчас] в этой самой жизни входит и пребывает в незапятнанном
освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и
проявляя это для себя самостоятельно.
Вот каким
образом, Маханама, Благословенный говорил о нравственности
ученика и о нравственности того, кто окончил тренировку; о
сосредоточении ученика и о сосредоточении того, кто окончил
тренировку; о мудрости ученика и о мудрости того, кто окончил
тренировку».