[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть три типа личностей в мире. Какие три?
* слепой
человек,
*
одноглазый
человек,
*
двуглазый человек.
(1) И каков, монахи, слепой человек? Вот у некоего человека
нет того вида глаза, благодаря которому можно обрести ещё
не обретённое богатство или же увеличить уже обретённое, а
также у него нет того вида глаза, благодаря которому можно
знать благие качества и неблагие качества, достойные порицания
и безукоризненные, низшие и высшие качества, тёмные и яркие
качества и их противоположности. Такой зовётся слепым человеком.
(2) И
каков одноглазый человек? Вот некий человек имеет тот вид
глаза, благодаря которому можно обрести ещё не обретённое
богатство или же увеличить уже обретённое, но у него нет того
вида глаза, благодаря которому можно знать благие качества
и неблагие качества, достойные порицания и безукоризненные,
низшие и высшие качества, тёмные и яркие качества и их противоположности.
Такой зовётся одноглазым человеком.
(3) И
каков двуглазый человек? Вот некий человек имеет тот вид глаза,
благодаря которому можно обрести ещё не обретённое богатство
или же увеличить уже обретённое, а также имеет и тот вид глаза,
благодаря которому можно знать благие качества и неблагие
качества, достойные порицания и безукоризненные, низшие и
высшие качества, тёмные и яркие качества и их противоположности.
Такой зовётся двуглазым человеком.
Таковы,
монахи, три типа личностей, существующих в мире». [И далее
он добавил]:
«Нет ни богатства у него,
И не свершает он заслуг.
Слепец обоих глаз лишён,
Тем неудачен он вдвойне.
Тот, кто один имеет глаз –
Богатство ищущий ханжа –
[К богатству] праведно идёт,
Или неправедно [подчас].
Обманом, как и воровством,
А также лживым словом
Имущество накопит он.
В усладах чувств он вязнет.
Из этой жизни в ад идёт,
Где мучиться он будет.
Но о двуглазом говорят,
Что лучше остальных он.
Средствами праведными смог
Добыть себе богатство.
С намерением он лучшим затем дары подарит –
Умом единодушным та личность обладает.
Потом переродится он в высшем состоянии,
Уйдя туда, где нет [какой-либо] печали.
И поодаль держитесь
Слепых и одноглазых.
С двуглазыми дружите,
Которые всех лучше».