[Благословенный
сказал]: «Монахи, если кто-либо скажет: «То, каким образом человек
творит камму, то точно таким же образом он ощутит её результаты»
– то в этом случае нет ни жития святой жизнью, ни возможности
для правильного окончания страданий. Но если кто-либо скажет:
«Когда человек творит камму, что будет ощущаться таким-то и таким-то
образом, то так и будет ощущаться её результат» – то в этом случае
есть ведение святой жизни и есть возможность для правильного окончания
страданий.
Бывает
так, что мелкое злодеяние приведёт некоего человека в ад. Бывает
и так, когда то же самое мелкое злодеяние, совершённое другим
человеком, приносит плод здесь и сейчас, который по большей
части длится лишь мгновение1.
И
какого человека мелкое злодеяние приведёт в ад? Бывает так,
что некий человек неразвит в теле2,
неразвит в нравственности, неразвит в уме, неразвит в мудрости:
ограниченный, малодушный, пребывающий в страдании. Мелкое злодеяние,
совершённое таким человеком, приведёт его в ад.
И
у какого человека то же самое мелкое злодеяние, совершённое
им, даёт плод здесь и сейчас, который по большей части длится
лишь мгновение? Бывает так, что некий человек развит в теле,
развит в нравственности, развит в уме, развит в мудрости: безграничный,
великодушный, пребывающий в безмерности3.
Мелкое злодеяние, совершённое таким человеком, даёт плод здесь
и сейчас, который по большей части длится лишь мгновение.
(1)
Представьте, как если бы человек бросил бы комок соли в чашку
с небольшим количеством воды. Как вы думаете, стала бы вода
солёной из-за комка соли, непригодной для питья?
«Да,
Учитель. И почему? Поскольку в чашке мало воды, из-за комка
соли она стала бы солёной, непригодной для питья».
«Теперь
представь, что человек бросил бы комок соли в реку Ганг. Как
вы думаете, стала бы вода в реке Ганг солёной из-за комка соли,
непригодной для питья?»
«Нет,
Учитель. И почему? В реке Ганг громадный объём воды, она не
стала бы солёной и непригодной для питья из-за комка соли».
«Точно
также, бывает так, что мелкое злодеяние приведёт некоего человека
в ад. И бывает так, когда то же самое мелкое злодеяние, совершённое
другим человеком, даёт плод здесь и сейчас, который по большей
части длится лишь мгновение.
И
какого человека мелкое злодеяние приведёт в ад? Бывает так,
что некий человек неразвит в теле, неразвит в нравственности,
неразвит в уме, неразвит в мудрости: ограниченный, малодушный,
пребывающий в страдании. Мелкое злодеяние, совершённое таким
человеком, приведёт его в ад.
И
у какого человека то же самое мелкое злодеяние, совершённое
им, даёт плод здесь и сейчас, который по большей части длится
лишь мгновение? Бывает так, что некий человек развит в теле,
развит в нравственности, развит в уме, развит в мудрости: безграничный,
великодушный, пребывающий в безмерности. Мелкое злодеяние, совершённое
таким человеком, даёт плод здесь и сейчас, который по большей
части длится лишь мгновение.
(2)
Бывает так, что некоего человека бросают в тюрьму из-за половины
монеты, бросают в тюрьму из-за одной монеты, бросают в тюрьму
из-за ста монет. И бывает так, что другого человека не бросают
в тюрьму из-за половины монеты, не бросают в тюрьму из-за одной
монеты, не бросают в тюрьму из-за ста монет. Какого человека
бросают в тюрьму из-за половины монеты… одной монеты… ста монет?
Бывает так, что человек беден, имеет мало богатства, мало имущества.
Такого человека бросают в тюрьму из-за половины монеты… одной
монеты… ста монет. И какого человека не бросают в тюрьму из-за
половины монеты… одной монеты… ста монет? Бывает так, что человек
богат, имеет много вещей, много имущества. Такого человека не
бросают в тюрьму из-за половины монеты… одной монеты… ста монет.
Точно
также, бывает так, что мелкое злодеяние приведёт некоего человека
в ад. Бывает и так, когда то же самое мелкое злодеяние, совершённое
другим человеком, даёт плод здесь и сейчас, который по большей
части длится лишь мгновение.
И
какого человека мелкое злодеяние приведёт в ад? Бывает так,
что некий человек неразвит в теле, неразвит в нравственности,
неразвит в уме, неразвит в мудрости: ограниченный, малодушный,
пребывающий в страдании. Мелкое злодеяние, совершённое таким
человеком, приведёт его в ад.
И
у какого человека то же самое мелкое злодеяние, совершённое
им, даёт плод здесь и сейчас, который по большей части длится
лишь мгновение? Бывает так, что некий человек развит в теле,
развит в нравственности, развит в уме, развит в мудрости: безграничный,
великодушный, пребывающий в безмерности. Мелкое злодеяние,
совершённое таким человеком, даёт плод здесь и сейчас, который
по большей части длится лишь мгновение.
(3)
Это подобному тому, как мясник имеет право побить, связать,
убить или сделать что угодно с неким человеком, укравшим у него
козу; но не имеет права побить, связать, убить или сделать что
угодно с другим человеком, укравшим у него козу. В каком случае
мясник имеет право побить, связать, убить или сделать что угодно
с неким человеком, укравшим у него козу? Бывает так, что человек
беден, имеет мало богатства, мало имущества. Такого человека,
когда он украл козу, мясник имеет право побить, связать, убить
или сделать с ним что угодно. И в каком случае мясник не имеет
права побить, связать, убить или сделать что угодно с другим
человеком, укравшим у него козу? Бывает так, что человек богат,
имеет много вещей, много имущества, [как] царь или царский министр.
Такого человека, когда он украл козу, мясник не имеет права
побить, связать, убить или сделать с ним что угодно. Всё что
он может сделать – это лишь прийти к нему и молить со сложенными
у груди ладонями: «Пожалуйста, господин, верните мне козу или
стоимость козы».
Точно
также, бывает так, что мелкое злодеяние приведёт некоего человека
в ад. И бывает так, когда то же самое мелкое злодеяние, совершённое
другим человеком, даёт плод здесь и сейчас, который по большей
части длится лишь мгновение.
И
какого человека мелкое злодеяние приведёт в ад? Бывает так,
что некий человек неразвит в теле, неразвит в нравственности,
неразвит в уме, неразвит в мудрости: ограниченный, малодушный,
пребывающий в страдании. Мелкое злодеяние, совершённое таким
человеком, приведёт его в ад.
И
у какого человека то же самое мелкое злодеяние, совершённое
им, даёт плод здесь и сейчас, который по большей части длится
лишь мгновение? Бывает так, что некий человек развит в теле,
развит в нравственности, развит в уме, развит в мудрости: безграничный,
великодушный, пребывающий в безмерности. Мелкое злодеяние, совершённое
таким человеком, даёт плод здесь и сейчас, который по большей
части длится лишь мгновение.
Монахи,
если кто-либо скажет: «То, каким образом человек творит камму,
то точно таким же образом он ощутит её результаты» – то в этом
случае нет ни святой жизни, ни возможности для правильного окончания
страданий. Но если кто-либо скажет: «Когда человек творит камму,
что будет ощущаться таким-то и таким-то образом, то так и будет
ощущаться её результат» – то в этом случае есть житие святой
жизнью и есть возможность для правильного окончания страданий»4.
|