[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти два вида собраний. Какие два? Собрание,
обученное бесполезным разговорам, а не вопрошанию, и собрание,
обученное вопрошанию, а не бесполезным разговорам.
(1) И
каково собрание, обученное бесполезным разговорам, а не вопрошанию?
В этом виде собрания, когда декламируются беседы, что являются
словами Татхагаты – глубокими, глубокими в своём значении,
сверхмирскими, связанными с пустотностью – монахи не хотят
их слушать, не склоняют к ним ухо, не утверждают свои умы
в их познании. Они не считают, что эти учения стоит изучать
и запоминать.
Но когда
декламируются беседы, что являются просто лишь стихами, сочинёнными
поэтами, что изящны в звучании и изящны в риторике, трудами
чужаков, словами учеников – они хотят их слушать, склоняют
к ним ухо, утверждают свои умы в их познании. Они считают,
что эти учения стоит изучать и запоминать.
И,
запомнив эти учения, они не вопрошают друг друга о них и тщательно
их не изучают, [задавая такие вопросы]: «Как это [понять]?
Каково значение этого?» Они не раскрывают [другим] то, что
не было раскрыто, не проясняют неясное, не рассеивают замешательство
в отношении многочисленных трудных моментов. Это называется
собранием, обученном бесполезным разговорам, а не вопрошанию.
(2) И
каково собрание, обученное вопрошанию, а не бесполезным разговорам?
В этом виде собрания, когда декламируются беседы, что являются
просто лишь стихами, сочинёнными поэтами, что изящны в звучании
и изящны в риторике, трудами чужаков, словами учеников – монахи
не хотят их слушать, не склоняют к ним ухо, не утверждают
свои умы в их познании. Они не считают, что эти учения стоит
изучать и запоминать.
Но когда
декламируются те беседы, что являются словами Татхагаты – глубокими, глубокими в своём значении, сверхмирскими, связанными
с пустотностью – монахи хотят их слушать, склоняют к ним ухо,
утверждают свои умы в их познании. Они считают, что эти учения
стоит изучать и запоминать.
И,
запомнив эти учения, они вопрошают друг друга о них и тщательно
их изучают, [задавая такие вопросы]: «Как это [понять]? Каково
значение этого?» Они раскрывают [другим] то, что не было раскрыто,
проясняют неясное, рассеивают замешательство в отношении многочисленных
трудных моментов. Это называется собранием, обученным вопрошанию,
а не бесполезным разговорам.
Таковы,
монахи, два вида собрания. Из этих двух видов собраний собрание,
обученное вопрошанию, а не бесполезным разговорам, является
высочайшим».