Однажды
Благословенный пребывал в Кусинаре в лесной чаще жертвований.
Там Благословенный обратился к монахам: «Монахи!»
«Учитель!»
– ответили те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
монах, который желает покритиковать другого, должен изучить
себя на предмет пяти вещей и утвердиться в пяти вещах, прежде
чем он покритикует другого. И в отношении каких пяти вещей он
должен изучить себя?
(1) Монахи,
монах, который желает покритиковать другого, должен изучить
себя так: «Чист ли я в телесном поведении? Обладаю ли я телесным
поведением, которое чистое, безукоризненное, безупречное? Существует
во мне это качество или нет?» Если телесное поведение монаха
не чистое, и он не обладает телесным поведением, которое чистое,
безукоризненное, безупречное, то найдутся те, кто скажут ему
так: «Будь добр, вначале потренируй себя телесно». Найдутся
те, кто скажут ему так.
(2) Далее,
монах, который желает покритиковать другого, должен изучить
себя так: «Чист ли я в словесном поведении? Обладаю ли я словесным
поведением, которое чистое, безукоризненное, безупречное? Существует
во мне это качество или нет?» Если словесное поведение монаха
не чистое, и он не обладает словесным поведением, которое чистое,
безукоризненное, безупречное, то найдутся те, кто скажут ему
так: «Будь добр, вначале потренируй себя словесно». Найдутся
те, кто скажут ему так.
(3) Далее,
монах, который желает покритиковать другого, должен изучить
себя так: «Утвердил ли я доброжелательный, лишённый негодования
ум по отношению к своим товарищам-монахам? Существует во мне
это качество или нет?» Если монах не утвердил доброжелательный,
лишённый негодования ум по отношению к своим товарищам-монахам,
то найдутся те, кто скажут ему так: «Будь добр, вначале утверди
доброжелательный ум по отношению к своим товарищам-монахам».
Найдутся те, кто скажут ему так.
(4) Далее,
монах, который желает покритиковать другого, должен изучить
себя так: «Много ли я изучал, помню ли то, что учил, накапливаю
[в своём уме] то, что изучил? Те учения, что прекрасны в начале, прекрасны в середине и прекрасны в конце, правильны и в духе
и в букве, провозглашающие идеально полную и чистую святую жизнь
– много ли я изучил таких учений, удерживал в уме, повторял
вслух [по памяти], исследовал их в уме и тщательно проникал
в них воззрением? Существует во мне это качество или нет?» Если
монах не изучал... не проникал в них воззрением, то найдутся
те, кто скажут ему так: «Будь добр, вначале изучи наследие».
Найдутся те, кто скажут ему так.
(5) Далее,
монах, который желает покритиковать другого, должен изучить
себя так: «Были ли хорошо и в подробностях мне переданы обе
Патимоккхи, [были ли] хорошо [мной] прояснены, тщательно освоены,
хорошо определены в плане правил и их детального разъяснения?
Существует во мне это качество или нет?» Если обе Патимоккхи
не были хорошо и в подробностях переданы ему, [не были им] хорошо
прояснены, тщательно освоены, хорошо определены в плане правил
и их детального разъяснения, а также, если его спросили бы:
«Где Благословенный утверждает так?», и он не смог бы ответить,
то найдутся те, кто скажут ему так: «Будь добр, вначале изучи
Винаю». Найдутся те, кто скажут ему так.
В отношении
этих пяти вещей он должен изучить себя. И в каких пяти вещах
он должен утвердиться? [Ему следует принимать во внимание]:
* (6) «Я буду говорить в подходящий
момент, а не в неподходящий»;
*
(7) «Я буду говорить правду, а не ложь»;
*
(8) «Я буду говорить мягко, а не грубо»;
*
(9) «Я буду говорить полезное, а не вредное»;
*
(10) «Я буду говорить с доброжелательным умом, а не во время
негодования».
Таковы пять вещей, в которых он должен утвердиться.
Монахи,
монах, который желает покритиковать другого, должен изучить
себя на предмет этих пяти вещей и утвердиться в этих пяти вещах,
прежде чем он покритикует другого».
|