Четыре
качества, которые определяют человека как
вступившего в поток, называются сотапаттиянга
(факторы вступления в поток). Палийский
термин в действительности применяется к
двум разным тетрадам. Наиболее часто встречающаяся
тетрада – это четвёрка качеств, которыми
наделён вступивший в поток, и в этом контексте
правильный перевод будет таков: «факторы
вступления в поток» или даже «факторы вступившего
в поток». Но вместе с этой тетрадой есть
ещё и другая, менее упоминаемая, включающая
в себя качества, которые должны быть задействованы
для достижения вступления в поток. В этом
(втором) смысле я перевожу «сотапаттиянга»
как «факторы для вступления в поток».
Четыре
фактора, которыми обладает вступивший в
поток – это подтверждённая вера в Будду,
Дхамму, Сангху, и «нравственные качества,
которые дороги Благородным» (ария-кантани
силани). Подтверждённая вера (авечча-ппасада)
– это вера, основанная на личном подтверждении
истины Дхаммы. Событие, которое отмечает
переход с этапа «практики для осуществления
вступления в поток» к достижению самого
вступления в поток – это «проникновение
в Дхамму», также называемое «видением Дхаммы».
Оно заключается в прямом видении Четырёх
Благородных Истин, а если более точно –
то принципа «всё, что имеет природу возникновения
– имеет природу прекращения». Увидев истину
Дхаммы, ученик уничтожает три нижних оковы
– воззрения о существовании «я», сомнение,
цепляние к правилам и предписаниям – и,
таким образом, обретает доверие, основанное
на опыте личного подтверждения.
Такое
доверие устанавливается в отношении Трёх
Драгоценностей буддизма: это вера в Будду
как в наивысшего учителя пути, ведущего
к ниббане; вера в Дхамму в качестве карты
и цели пути; вера в Сангху как в сообщество
Благородных, которые реализовали Дхамму.
Также, в результате достижения вступления
в поток формируется глубокое уважение к
нравственности, в частности, в отношении
важнейших пяти нравственных правил: отказа
от убийства, воровства, разврата и прелюбодеяния,
лжи, употребления одурманивающих веществ
и напитков.
Вступивший
в поток описывается стандартной формулой,
постоянно встречающейся в данной саньютте,
а также и в других суттах канона. Он или
она «не привязаны более к нижним мирам»
(авини-пата-дхамма), неспособны переродиться
в нижних мирах существования – адах, мире
животных, мире страдающих духов; «непоколебимы
в своей участи» (нията), то есть
ему или ей суждено достичь полного пробуждения
за период в максимум семь жизней, которые
пройдут либо в человеческом, либо в небесном
мире; «направляющиеся к самопробуждению»
(самбодхи-параяна), то есть ему или
ей суждено достичь полного знания Четырёх
Благородных Истин, что в итоге даёт полное
уничтожение загрязнений ума.
Будда
называет четыре фактора вступившего в поток
«зеркалом Дхаммы» для того, чтобы ученик
мог рассмотреть в себе эти качества и определить,
является ли он (или она) вступившим (вступившей)
в поток (СН 55.8). Будда также называет
их «потоками заслуг, потоками благого, пищей
для счастья» (СН 55.31, 41) и «божественными
следами дэвов ради очищения существ» (СН
55.34, 35). Четыре фактора вступившего в
поток ведут к небесному перерождению (55.18,
36), но вне зависимости от того, будет ли
рождение в небесном мире или в человеческом
– эти факторы обеспечивают длительную жизнь,
красоту, счастье, власть (СН 55.30). Они
также уменьшают страх смерти, так как ученик
Благородных, который наделён этими факторами,
избежал возможности родиться в плохом уделе
(СН 55.14). Поэтому, если вступивший в поток
болен, то его можно наставлять, напоминая
ему о том, что он или она наделены этими
четырьмя факторами, как это делает Ананда
в отношении мирянина Анатхапиндики (СН 55.27).
Противоречивая
сутта о Саракани (в двух версиях – СН 55.24
и 25) повествует о знатном человеке из клана
Сакьев, который пристрастился к алкоголю,
но, всё же, после его смерти Будда объявил
его вступившим в поток. Это вызывало бурю
протестов со стороны Сакьев, но Будда пояснил,
что Саракани выполнил своё обучение перед
смертью и умер вступившим в поток.
Несколько
сутт в этой саньютте содержат вариации списка
этих четырёх факторов. В двух случаях вместо
«нравственных качеств, которые дороги Благородным»
идёт щедрость (СН 55.6, 39). Она же дважды
упоминается как «поток заслуг» (СН 55.32,
42). В двух текстах четвёртый фактор звучит
как «мудрость по отношению к возникновению
и угасанию», то есть прозрение в непостоянство,
которое также упоминается как четвёртый
поток заслуг (СН 55.33, 43). Таким образом,
если сопоставить все эти списки, то основными
качествами вступившего в поток будут: вера,
нравственность, щедрость, мудрость (саддха,
сила, чага, паннья). В других суттах
эти качества приписываются «высшей личности»
(саппуриса).
Обладание
четырьмя факторами вступления в поток не
является концом пути для Благородного ученика,
но это лишь промежуточная станция по дороге
к конечной цели. Сказано, что они «ведут
к уничтожению загрязнений» (СН 55.38) и
тот, кто наделён ими «склоняется к ниббане»
(СН 55.22). Однако, хотя вступивший в поток
неминуемо достигнет ниббаны, всё же, Будда
призывает таких учеников не довольствоваться
достигнутым, но приложить усердие в практике
(СН 55.20).
Смертельно
больного молодого человека, уже достигшего
вступления в поток, Будда учит
шести созерцаниям, которые «составляют истинное
знание». Благодаря этой практике тот умирает
не-возвращающимся (СН 55.3). Будда даже
объясняет, как мирянин может наставлять
другого (умирающего) перед смертью таким
образом, чтобы это привело его к арахантству
(СН 55.54).
Другая
же четвёрка факторов заключается в качествах
для вступления в поток, то есть, для его
достижения. Эти факторы таковы: общение
с высшими людьми, слушание подлинной Дхаммы,
правильно направленное внимание, практика
в соответствии с Дхаммой (СН 55.5, 50).
Эти качества ведут не только ко вступлению
в поток, но также и к остальным (более высоким)
плодам пути. Они также раскрывают различные
потенциалы мудрости (СН 55.55-74).
|