Практика
осознанности к дыханию объясняется 16-ступенчатой
формулой, которая представлена в первой
сутте СН 54.1, а далее в аналогичном виде
повторяется во многих иных суттах этого
раздела. Шестнадцать шагов не являются строго
последовательными, но могут до некоторой
степени пересекаться. Их, скорее, можно
называть «фазами», а не «шагами». Первая
четвёрка упоминается в Сатипаттхана сутте
в разделе осознанности к телу, но шестнадцатичастная
формула придаёт этой практике куда больший
размах. Шестнадцать аспектов делятся по
четвёркам, каждая из которых соответствует
той или иной основе осознанности (сатипаттхане).
Эта взаимосвязь впервые изложена в СН 54.10,
и далее повторяется в некоторых иных суттах.
В
первых шести суттах говорится об осознанности
к дыханию (анапанасати), но, начиная
с седьмой, речь идёт о сосредоточении осознанности
к дыханию (анапанасати-самадхи).
Это сосредоточение, обретаемое посредством
осознанности к дыханию. Здесь, как и в случае
с факторами пути и факторами просветления,
осознанность является условием для сосредоточения.
В СН 54.8 Будда перечисляет те блага, которые
приходят с практикой осознанности к дыханию:
физический комфорт, устранение мирских мыслей
и воспоминаний, а также различные возвышенные
состояния, как джханы, бесформенные сферы,
прекращение и даже полное освобождение.
В
СН 54.9 приводится интересная история о
том, как после наставлений в медитации отвратительности
тела группа монахов совершает самоубийство.
Наиболее
важная сутта данной саньютты идёт под номером
тринадцать. Здесь Будда объясняет, каким
образом сосредоточение осознанности к дыханию
ведёт к реализации четырёх основ осознанности,
которые, в свою очередь, ведут к полному
развитию семи факторов просветления, а те
– к истинному знанию и освобождению. Это
изложение показывает, что осознанность к
дыханию может привести, начиная с простого
внимания к вдоху и выдоху, к полному просветлению.
Эта же идея подтверждается последними суттами
этой саньютты.
|