Главная > Жизнь > Частые вопросы > Буддизм Тхеравады
Учение и практика
История и современность
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Буддизм в повседневной жизни Отчёты и впечатления СМИ о буддизме Колонка редакции Буддийское искусство
 

Буддизм Тхеравады

Буддизм – это путь самосовершенствования, смысл которого состоит в полном избавлении от горестей, проблем, неудовлетворённостей, депрессий, боли, стенаний и печали – которые, согласно буддизму, отнюдь не ограничиваются только одной единственной жизнью.

Этот путь ведёт не к забвению или попыткам убежать и спрятаться от проблем, а напротив – к полному и абсолютному прозрению в истинную реальность мира, к тому, чтобы познать жизнь именно такой, какой она является на самом деле – без иллюзий и приукрашиваний.

Для этого буддист стремится к очищению вредоносных загрязнённых состояний ума, искажающих реальность – таких как невежество, эгоизм, надменность, злость и раздражение, жадность и страсть, ревность, бесстыдство, лень и т.д. – и старается взрастить и развить чистые и благотворные качества сознания – мудрость, доброту, сострадание, заботу о других, щедрость, скромность и прочие добродетели. Всё это позволяет постепенно очищать ум, делая его сильным и ярким, что ведёт к прочному ощущению благополучия, уменьшает беспокойство, невзгоды и депрессии, а в конечном итоге служит необходимым условием для глубочайших прозрений, которые приводят к окончательному освобождению.

Буддизм возник примерно 2,5 тысячи лет назад, когда индийскому принцу Сиддхаттхе Готаме за счёт медитативной практики собственными силами удалось достичь прозрения в истинную реальность мира, благодаря чему он стал известен как «Будда», что означает «Пробуждённый». Полностью познав мир, он увидел способ, как можно постепенно уменьшить, а потом окончательно и бесповоротно изничтожить любые страдания жизни.

Буддизм не является богооткровенной религией, а сам Будда не пророк какого-то божества. В отличие от других религий, Будда не уделял внимания теориям сотворения мира или идее бога-творца. Не учил он и тому, что существует вечная и неизменная душа, которая должна соединиться с Богом, Космосом или с великими учителями человечества. Поэтому буддизм иногда называют религией без бога и без души.

 
Будда

Всё, чему учил Будда, было постигнуто им на собственном опыте своими силами, и потому каждый, если приложит должные старания, может повторить его путь уже в этой самой жизни. Будда не признавал различий между национальностями, кастами или социальными группами, и метод, который он проповедовал, был открыт и для мужчин и для женщин. Этот путь иногда называют «срединным», что означает избегание чрезмерных крайностей гедонизма и аскетизма, а идти по нему могут как буддийские монахи, так и буддисты-миряне.

В основе учения Будды лежат:

Четыре Благородные Истины
Благородный Восьмеричный Путь

Суть идеи буддизма заключаются в том, что его последователям нужно совершать добрые дела и удерживаться от совершения неблагих поступков, не поддаваться соблазнам и тренировать свой ум. Этот путь напрямую связан с развитием трёх добродетелей: нравственности, сосредоточения и мудрости, что приводит к конечному итогу – обретению ниббаны, то есть состоянию наивысшего счастья и полного отсутствия страданий.

В возрасте восьмидесяти лет Будда окончил свой земной путь в Кусинаре (современный Уттар-Прадеш в Индии). За прошедшие тысячелетия буддизм и традиции буддизма распространились во многих странах: в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Тибете, Китае, Японии, Монголии, Корее, в некоторых частях Индии, Пакистана и Непала, а также в России, где буддизм является одной из четырёх традиционных религий. Буддийское население мира превышает 500 миллионов человек.

С течением веков в буддизме образовалось большое число направлений и школ. Буддизм Тхеравады, будучи самой древней школой, сохранившей слово Будды практически без изменений и реформ, имеет схожий с другими направлениями буддизма базис, однако, не признаёт многих их учений, считая это позднейшими дополнениями, которые искажают подлинное учение Будды, а иногда даже полностью ему противоречат. В Тхераваде авторитетными считаются только тексты Палийского Канона, и именно на них выстроена система доктрины и практики этой школы.


(к списку вопросов)

 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт