Образ жизни > Колонка редакции > Критика
 
 
Критика випассаны Гоенки

Хотя "внерелигиозная" (как заявляется) система випассаны, созданная мирянином-учителем Сатья Нараян Гоенкой, почерпнула многое из классического буддизма Тхеравады, всё же от буддизма она находится на определённом расстоянии, стоит особняком. Будучи вырванной из куда более цельной системы традиционной буддийской духовной практики, а также имея ряд ошибок и безосновательных утверждений (с точки зрения буддийской доктрины), не только не ведёт к заявленным целям, но для некоторых людей может оказаться и опасной для их психики. Впрочем, это касается не только данной системы психотренинга, но и любых интенсивных "медитационных ретритов" в том случае, если они практикуются неподготовленным человеком и в отрыве от буддийского образа жизни. На просторах всемирной паутины нам попалась детальная обзорная статья одного из участников курса випассаны, которая даёт ряд ответов на вопрос почему это так. Хотя редакция не полностью разделяет некоторые утверждения (или, точнее, разделяет, но с оговорками), содержащиеся в этом обзоре, со многими вещами мы согласны, тем более, что сами не раз были свидетелями печальных последствий у особо старательных "медитаторов", которые без должной подготовки практиковали интенсивную буддийскую медитацию.

* * *

По мнению Сергея Аркадьевича, безусловное доминирование европейской цивилизации в современном мире, её тотальное превосходство над всеми остальными, включая намного более древние и развитые восточные, индийскую в первую очередь, обусловлено исключительной способностью к инновациям. Отталкиваясь от этого утверждения возможно сформулировать обратное: неспособность традиционных цивилизаций конкурировать с европейской обусловлено их невосприимчивостью к инновациям. А может быть даже не просто невосприимчивостью, но и враждебностью. Этот тезис, который мы впервые услышали года два назад из уст глубоко уважаемого С. А. Дацюка недавно получил ещё одно подтверждение на таком специфическом материале как психотехники. Под психотехниками мы предлагаем понимать приёмы и методы работы с функциями сознания человека, направленные на достижение конструктивно сформулированного, т.е. объективного, измеримого и предсказуемого результата.

Неделю назад, 23 сентября мы с Наташей отправились под Чернигов на один из 10-дневных курсов випассаны традиции С.Н. Гоенки. Випассана Гоенки позиционируется как «одна из самых древних техник медитации видеть реальность такой, какая она есть и является универсальным средством от всех несчастий и даже искусством жить». Нас привлекли к этому как возможность приобрести практический опыт традиционной бирманской (индийской) психотехники, так и восторженные отзывы прошедших курс знакомых нам людей. Однако буквально на третий день в наших сердцах поселилась очень большое сомнение в целесообразности участия в этом мероприятии. Мы решили дождаться четвёртого дня, когда должен был закончиться подготовительный этап практики и нам должны были представить сердцевину практики – медитацию анапана. После того, как эта анапана была изложена, мы приняли решение закончить и покинули мероприятия вечером 27 сентября на четвёртый день курса.

Для нас как людей, которые уже не первый год занимаются различными психотехниками, стало очевидным, что приёмы работы с сознанием, на которых построена практика випассаны от Гоенки, во-первых, весьма примитивны, а во-вторых подаются с грубейшими методическими ошибками. Вместе взятое, это обуславливает их низкую эффективность. То, что преподносится как невиданное откровение, то, на что предлагается потратить десять дней полной изоляции от социума (а это очень серьёзная жертва), средствами современных психотехник может быть достигнуто гораздо меньшими усилиями и ресурсами. Випассана Гоенки – это весьма архаичная система, которую я бы сравнил, наверное, с древнеримской системой счисления.

Ещё одна причина, которая подтолкнула нас прервать курс – это очевидные признаки сектантства, точнее сама форма существования данной традиции как секты с «просветлённым» гуру, посредством которого единственно и может быть получено и воспринято сакральное знание. Такой подход не даёт шансов на освобождение, это не путь свободы или к свободе ни в каком виде. Это, всего лишь замена одних смутностей сознания другими, может быть несколько более организованными и рафинированными, но не более того.

Тем не менее мы весьма довольны этим, в целом отрицательным, опытом. Он подвигнул нас ещё раз осмыслить знакомые нам психотехники, как традиционные восточные (разные направления йоги, цигун, тибетские, даосские практики, японские методы дзен, суфийские практики и т.п.), так и современные. Участие в курсе и знакомство с традицией Гоенки помогло нам сделать критический анализ традиционных восточных психотехник.

Материалом для сравнительного анализа мы выбрали психонетический тренинг, разработанный О. Бахтияровым в рамках его т.н. «психонетики». Это типичный представитель именно западных прикладных психотехник, он знаком нам в наибольшей степени и используется в практической деятельности. Данная система возникла в рамках инженерного подхода как инструмент подготовки космонавтов (экипажей КА «Буран» в том числе). Она насквозь рациональна и, в частности, характеризуется полным отсутствием каких-либо элементов религиозной индоктринации. Последний момент заслуживает особенного внимания, поскольку сам О. Бахтияров является человеком верующим, последовательно и однозначно декларирующим свои религиозные убеждения (православие) как фундамент и основной элемент его взглядов гражданина и общественного деятеля. Тем не менее, в рамках психонетики он, во-первых, декларирует категорическую недопустимость любых форм индоктринации, под которой предлагает понимать постулирование идей, обусловленных некой религиозной доктриной и не вытекающих из теоретических оснований метода, и, во-вторых, последовательно этого тезиса придерживается.

Что общего между випассаной Гоенки и психонетическим тренингом? Обе системы, по сути, работают с вниманием как ключевой функцией сознания. В обоих случаях целью является достижение произвольного контроля над содержаниями сознания. Различия начинаются на уровне арсенала используемых приёмов, в методике их преподавания и организации учебного процесса, в общей концептуальной рамке каждого из методов.

В обеих техниках практикующий направляет внимание на некие объекты, фиксирует их и старается удерживать определённое время. У Гоенки таких объектов всего несколько: это небольшой участок между ноздрями и верхней губой на первом этапе. На втором, когда человек уже немного подготовлен, внимание, сфокусированное на небольшом участке, передвигают последовательно по всей поверхности тела. И это всё.

В психонетике спектр используемых объектов гораздо шире, он включает, в том числе, объекты парадоксальные, контринтуитивные: абстрактная плоскость зрения, бесконечное пространство, абстрактная текучесть и светимость, зона невосприятия. Кроме того, в психонетике используются парадоксальные режимы работы внимания: деконцентрация внимания, концентрация внимания по фону, концентрация по нескольким разнонаправленным процессам. Вместе взятое это обеспечивает возможность решать намного более сложные задачи, нежели переживание своей разотождествлённости с мыслями и эмоциями. К чему, собственно, и сводится метод Гоенки.

Далее, режим учебного процесса. За последние сто лет в теории и практике физической, интеллектуальной и любой другой тренировки человека разработаны, апробированы и доведены до совершенства несколько ключевых подходов: принцип постепенности, принцип постоянства, принцип гиперкомпенсации. Это не просто некие абстрактные идеи, которых нужно придерживаться просто потому, что так написано в умных книжках. За каждым из этих принципов стоит огромный массив экспериментального материала, успешный опыт подготовки сотен тысяч, если не миллионов, условно говоря, «чемпионов» в самых разных сферах человеческой деятельности.

Психонетический тренинг в полной мере учитывает этот опыт. При отработке конкретных упражнений используются два основных режима: работа по пиковым нагрузкам и работа на истощение. В первом случае практикующий выполняет приём до момента достижения субъективного переживания максимальной интенсивности какого-либо качества, после чего переходит к следующему приёму. Такой подход позволяет избежать монотонности, смена содержания позволяет избежать переутомления за счёт того, что внимание переключается между разными объектами для сосредоточения. Также поддерживается высокий положительный эмоциональный настрой. При работе на истощение тренируется выносливость и устойчивость нервной системы.

У Гоенки мы имеем только один принцип работы, который можно обозначить как «упираться рогом». После того как практикующий зафиксировал своё внимание на предложенном объекте, ему предлагают удерживать его без перерыва в течение часа–двух (!!!), не отвлекаясь и не прерывая внимание ни на мгновение в течение 8 сессий, что означает около 11 часов концентрации в день.

На сегодняшний день в части физиологии центральной нервной системы накоплен огромнейший эмпирический материал. Основные закономерности процессов нервной системы описаны не хуже, нежели процессы сердечнососудистой или опорно-двигательной систем. Зафиксировав внимание на некотором объекте и пытаясь его удерживать, индивид практически моментально сталкивается с двумя специфическими процессами: помехами (отвлечениями) и сопротивлениями. Удержание фокуса внимания на произвольном объекте, подавление помех и отвлечений сопровождается расходованием ресурсов нервной системы. Для неподготовленного человека нормальным является удержание внимания в течение одной-двух минут. Десять минут – это уже отличный результат. Полчаса полностью сосредоточенного внимания – это результат, для достижения которого требуется регулярная интенсивная тренировка.

Динамика процессов, которые происходят при нарушении индивидуальных пределов в попытке превзойти собственные возможности, тоже давно и хорошо изучена. О какой бы функции не шла речь, имеет место следующая картина: сначала мобилизация и достижение максимального результата, потом угнетение функции и снижение показателей вплоть до полной потери произвольного контроля, затем период восстановления. Только после этого восстанавливается произвольный контроль и возникает возможность возобновить работу. При этом следующий цикл повторяется при меньших абсолютных значениях, иными словами, наблюдается затухающий процесс.

Если мы говорим о принципе гиперкомпенсации, на котором в настоящее время строится любой тренировочный процесс что в спорте, что в других видах специальной подготовки, то он основан на особенностях механизмов адаптации. Если после максимальной нагрузки и фазы истощения дать организму время для полного восстановления, подчеркиваю – полного, то за счёт запуска механизмов адаптации на следующем цикле тренировки функциональные показатели возрастают. Для этого, повторюсь, режимы максимальной нагрузки (т.е. работы на истощение) должны чередоваться с достаточно продолжительными, как правило, в разы более длинными этапами полного расслабления. В нашем случае это прекращение работы с вниманием, либо переключение внимания в другую модальность, либо на принципиально иной режим работы. Грубо говоря, устали приседать – начинайте отжиматься. Нет сил ни отжиматься, ни приседать, работайте с дыханием, пока ваши мышцы получают разрядку.

К сожалению, у Гоенки ничего подобного нет. Людям предлагается просто напрягаться. Единственным упражнением в рамках випассаны Гоенка, образно выражаясь, являются отжимания. Отжимайтесь непрерывно, без остановки, час за часом. С полным присутствием и спокойным умом. Результаты такого подхода мы наблюдали своими глазами: сонливость, головные боли, люди спят и просто не успевают восстановиться, организм не справляется с таким стрессом, вызванным перегрузкой. Обращаем внимание, что у Гоенки не предлагается никаких форм компенсации высокой нагрузки на нервную систему физическими упражнениями. Это тем более странно, что в оригинальной практике випассаны, на которую мы нашли ссылки, такого рода компенсирующие упражнения есть, например, упражнения в ходьбе.

К чему это приводит? Итоговый результат бездарной неадекватной организации учебного процесса приводит к очень неэффективному расходованию времени. Вводные упражнения подготовительного этапа, на освоение которых у Гоенки дают 3 дня, можно спокойно и без перегрузки выполнить за день-полтора, чтобы после ночи, отдохнув и на свежую голову, ещё раз воспроизведя и закрепив навык, в середине второго дня быть готовым воспринимать более сложный материал.

Как бы ни хотел и ни настаивал Гоенка, но люди не в состоянии отжиматься ни по часу, ни даже по 30 минут подряд. Более того, на это не способны его же преподаватели. Все 4 дня, которые мы были на курсе, наша дорогая наставница (авторизованная самим Гоенкой), г-жа Фло Леман спала без зазрения совести. Всё время занятий в зале сколько я мог наблюдать, а это ежедневно три сессии по 60 минут, она сначала роняла голову вниз, потом наклонялась всем телом вперёд, пока не касалась головой колен. Затем она пребывала некоторое время в этом состоянии и потихонечку распрямлялась, иногда приоткрывала глаза и окидывала строгим взглядом зал, закрывала их и снова заваливалась вперёд. Это не awareness и не attention (к чему призывал Гоенка) ни в каком виде. Это, в лучшем случае, просоночное состояние. А скорее всего банальная дремота, т.е. поверхностный сон.

То же самое происходило с её помощниками из числа старых проверенных учеников, человек примерно десяти девочек и примерно столько же мальчиков, которые сидели на сцене по сторонам от неё. От четверти до трети старых учеников не просто дремали, но были не в состоянии это скрыть и откровенно клевали носом. Нам могут возразить, что мы слишком строги к пожилой леди, ей, все-таки, около 78 лет. Но возникает вопрос: где же свидетельства того, что практика випассаны даёт обещанный результат? Где же осознанность? Бдительность? Постоянное присутствие? Бахтияров в свои давно уже не маленькие годы не гнушается наглядно демонстрировать свою способность сохранять осознание в условиях экстремальных нагрузок.

Монотонность и однообразие, однообразие и монотонность – вот как можно охарактеризовать учебный процесс на випассане Гоенки. И это же является отличительной особенностью подавляющего большинства известных нам традиционных практик психофизической подготовки. Рискнём утверждать, что однообразие и монотонность является одной из характерных особенностей, более того, ключевых принципов организации учебного процесса в рамках восточных традиционных систем. Обучение не может быть занимательным, лёгким, не говоря о том, чтобы оно было весёлым. Процесс обучения должен быть утомительным, трудным, сложным и непреодолимым для 95% желающих. В самой системе передачи традиции и обучения цигун ли, йоги ли объёмы тренировочной нагрузки, организация учебного процесса должны выступать и выступают в роли сита, которое отсеивает значительную часть жаждущих приобщиться к Знанию. Таков традиционный подход. И корни его вполне понятны.

Традиционное общество построено на идее разделения социума на касты, слои. Люди подлого звания, представители низших каст, всякие там шудры не должны претендовать, не должны получать доступ к высшему Знанию, поскольку это привилегия и право только высших каст. Если же говорить о европейской цивилизации, то идея того, что обучение должно быть интересным, увлекательным, весёлым, динамичным возникла относительно недавно, в 18 веке, получила распространение в 19-ом и является типичным примером инновации. Знания – это не только сила. Знание – это fun, это реальное удовольствие, доступное человеку, причём всякому человеку.

Сопоставляя подходы западные и восточные мы получаем, в первом случае, открытую систему распространения знаний. Во втором случае имеет место закрытая система передачи традиций. Это, согласитесь, две абсолютно разные позиции, две абсолютно разные задачи и на выходе получаем абсолютно разный результат.

Несколько слов о позе, в которой выполняется практика. Все 10 дней курса студентам по умолчанию рекомендуют сидеть на полу в позе со скрещенными ногами (по-турецки). К чему это приводит, я полагаю, можно особо не объяснять. Западный человек не имеет привычки сидеть на полу, его мышцы и коленные связки не тренированы на сколь-нибудь продолжительное пребывание в такой позе. На семинаре присутствовало достаточное количество людей в отличной физической форме, но у всех мы наблюдали одно и тоже: 10-15 минут и человек начинал возиться, меняя позу. Боль в ногах не даёт возможности сосредоточиться на работе с вниманием. Пытаясь избежать мучительной боли, люди мастерили холмики, горбики, подкладывали под задницы одеяла, подушки. Уже на второй день некоторые их них смастерили натуральные насесты, целые троны по 40-50 см высотой.

Нелепость происходящего особенно очевидна на фоне строжайших запретов на любое общение, на любое взаимодействие, на чтение, на курение, на пользование любыми техническими устройствами с одной целью – не отвлекать внимание ученика, не рассеивать его. Но тогда возникает вопрос: в чём смысл так трепетно оберегать человека от отвлечений и помех, оставляя такой сильнейший их источник, как дискомфорт от позы тела? Опять же риск травм, учитывая запрет на компенсацию двигательной активностью. Люди разные, состояние их мышц и связок тоже, пребывание в неудобной дискомфортной позе, причём нахождение в ней «через не могу» (а начиная с 4-го дня на некоторых сессиях нужно было сохранять неподвижность в течении часа), всё это провоцирует реальные проблемы. О которых, судя по всему, никто не думает. Впрочем, о технике безопасности на курсах випассаны поговорим отдельно.

В психонетическом тренинге рекомендованной позой является положение сидя на стуле, причём на стуле такой высоты, чтобы углы между частям тела были около 90 градусов. Это обеспечивает наибольший комфорт тела и гарантирует отсутствие перенапряжения и передавливания сосудов. Людей специально просят не садиться на пол, не пытаться показать свою растяжку, гибкость и.т.д. и т.п., поскольку при работе с вниманием важно отсутствие ненужных, избыточных помех. Да, есть работа с отвлечениями, сопротивлениями. Да, безусловно, способность преодолевать дискомфорт, в том числе телесный, является важным и необходимым этапом практики. Но всё это даётся не на начальном этапе, а только после того как слушатель овладел основными приёмами работы с вниманием. И только сидя на стуле учащиеся могут контролировать своё состояние за счёт известного феномена гипертонуса мышц спины на фоне активности психики. То есть когда человек бодр, его спина автоматически распрямляется, что, в свою очередь, помогает ему удерживаться от дремоты. Сидя на полу так могут упражняться только те, для кого эта поза естественна. То есть ничтожное меньшинство практикующих.

Техника безопасности. Исследуя форумы, мы нашли свидетельства серьёзных эксцессов, которыми сопровождается обучение на випассане у Гоенки. На одном из них мы нашли описание реального эксцесса. Это свидетельство того, что на курсах отсутствует техника безопасности, что никто не контролирует и не отслеживает состояние каждого человека и не знает что делать, если начинает разворачиваться психоз. За весь период нашего пребывания на курсе мы так и не услышали предупреждений о возможных негативных состояниях, не услышали, что же делать, если появились такие отклонения, как на них реагировать. Это категорически неприемлемо.

Инструкции. Чёткие и ясные инструкции – это 50% успеха. На курсах Гоенки мы впервые столкнулись с трёхчастной системой инструкций, когда инструкции озвучивают в магнитофонной записи сразу в трёх вариантах. Сначала Гоенка напевает их на пали своим на редкость немелодичным голосом. Потом он озвучивает их же на том карикатурном английском, который используется в Индии в качестве «общепонятного». Уже после всего этого их повторяют на русском языке, тоже в записи, причём на русском инструкции вполне ясные и чёткие. Очевиден вопрос: зачем так сложно? Вот какая конкретно необходимость отвлекать внимание и время учащихся на прослушивание ритуальных вставок странно звучащего голоса (слово «песнопения» плохо предает характер издаваемых звуков) дорогого гуру? Зачем инструкции сначала на одном совершенно непонятном, а потом на втором, полупонятном языке? Едва ли ошибёмся, если предположим, что в данном случае мы имеем рецидив магического мышления, в рамках которого голос мастера рассматривается как некий Х-фактор, который непостижимым сверхъестественным образом влияет на ученика. Понятно, что такой могущественный фактор является обязательным к использованию и не может быть изъят из учебного процесса.

Не можем не упомянуть о сектантском характере обучения. Несмотря на всю риторику о научности своего метода, Гоенка выстроил собственную школу как классическую секту с культом имени самого себя. На курсах запрещаются все внешние контакты, включая письма, общение по телефону и контакты с посетителями. Запрещается пользоваться материалами для чтения или письма, запрещается слушать радио, плеер и т.д. Мобильные телефоны и другие электронные устройства необходимо сдать на хранение организаторам курса (как и документы). В течение курса необходимо соблюдать полное разделение полов, супруги и пары не должны контактировать друг с другом, то же самое относится к друзьям, родственникам и т.д. Буквально в первый день от практикующих требуют просьб о «принятии» и «защите», каких-то присяг, причём на незнакомых языках. Начиная со второго дня обучения начинают вводиться ритуалы: поклоны, клятвы, благодарности. В конце каждого занятия с прослушиванием записей «гуру» после того, как он произнесёт некую условную фразу, все присутствующие должны поклониться и ответить «cаду», что значит «хорошо, добро сказано». Забавны пояснения по поводу этого «элемента учёбы», они звучат примерно так: это не обычай, это не обряд и не ритуал, просто так нужно, так правильно.

В этом «просто так правильно» заключена суть випассаны от Гоенки. С одной стороны это псевдонаучная риторика, настойчивые заверения в том, что его метод сугубо научен, что это есть универсальное знание вне религий и предрассудков. С другой стороны Гоенка не может, не в состоянии удержаться от того, чтобы не воспроизвести характерные для отсталого общества обряды и ритуалы. О причинах этой шизофрении, точнее амбивалентности, можно спорить. Мы полагаем, что причиной является попытка эксплуатации огромного авторитета науки и научного знания, которым оно пользуется в том числе и у представителей традиционных обществ. Полёты в космос, атомное оружие, мобильные телефоны – всё это грандиозные и, что важнее, очевидные и несомненные для традиционного ума достижения, в которых нет ни капли магии. В них нет ни капли традиции, авторитета, божественной истины, просветления, благодати и прочей архаики. И от этого факта уже невозможно уйти. С другой стороны, принять тот способ мышления и приёмы практической деятельности, с которыми неразрывно связаны научные знания, многочисленные «гуру» не могут, да и, наверное, не хотят. Рискнём предположить, что к свободной, конкурентной среде, в которой развивается современная наука, они точно не готовы.

Так как мы уехали в конце четвёртого дня, мы не видели, что там происходит на последних этапах курса. Если верить свидетельствам очевидцев, все заканчивается тем, чем и должно закончиться – торжественным выносом на сцену портрета гуру.

Сектантство – это и есть ключевое отличие, более того, ключевое противоречие между западными и восточными психотехниками. Первые развиваются в рамках типично европейской цивилизационной модели – открытой, общедоступной системы расширенного воспроизводства и неограниченного распространения знаний. Вторые выжили и существуют в неизменном виде в течение тысячелетий исключительно в рамках модели закрытой, контринновационной по своему содержанию, модели, направленные на воспроизводство традиции, на воспроизводство шаблонов, догм и образцов.

На курсах Гоенки в полной мере проявляется особенность, которую можно описать как приверженность магическому мышлению. Голос мастера, его лицо, формулировки, поклоны, обряды, ритуалы – одинаково ценно всё. В рамках магического мышления нет вещей ключевых и второстепенных, немыслима даже сама постановка вопроса о том, что можно и нужно попробовать выделить из воспринятых от наставника приёмов нечто главное, выкинув за ненужностью всё остальное. Очевидно, невозможен анализ как операция разделения, разъятия того, что мыслится как целостный метод; разделения на элементы с дальнейшим анализом каждого из них на предмет определения его значимости и ценности. Всё предлагается воспринимать как оно есть, целостно, по принципу «ни убавить, ни прибавить». Но там, где невозможен анализ, невозможен и синтез, невозможно приумножение знания и его дальнейшее развитие. Практика становится самоценной, герметичной и неизменной.

Водоразделом между западными современными и традиционными психотехниками становится отношение к вопросу их эффективности. Сформировавшись в рамках западного и, условно говоря, инженерного подхода, современные психотехники нацелены на достижение конкретного результата, причём с наименьшими расходами ключевых ресурсов – времени и сил оператора. От процесса обучения ожидается предсказуемость, возможность получить 100% гарантированный результат для людей, отвечающих наперёд известным требованиям (т.е. которые демонстрируют наперёд известные функциональные возможности). Причём ожидается, что эти требования к людям на входе должны постоянно снижаться, обеспечивая охват как можно большего и большего количества потенциальных носителей навыков и знаний.

В случае с традиционными психотехниками мы неизбежно получаем тезис о практике как о чём-то самоценном и важном помимо и независимо от практических результатов. Доведённый до предела, такой подход загоняет традиционные психотехники в узенькую нишу.

С практической точки зрения всё это сводится к факирству, к разного рода необычным трюкам и фокусам, которые демонстрирует очень маленькая часть практикующих, выступая в роли наглядной демонстрации эффективности и мощи конкретной традиции. Это тупик, и если кто-то с этим не согласен, давайте рассмотрим простой, максимально наглядный аргумент. Давайте вспомним, что Индия – это полтора миллиарда человек населения, это каждый четвёртый или каждый пятый житель Земли. Это несколько сот миллионов людей, которые живут в бедности и обладают сильной мотивацией прыгать выше головы в попытке достичь достатка и высокого статуса. При этом Индия – государство весьма амбициозное и готовое тратить миллиарды долларов на подтверждение своих претензий. В современном мире одним из наиболее популярных способов подтверждения своих амбиций является профессиональный спорт. Древнейшие системы психофизического развития, которые культивируются в Индии, теоретически позволяют готовить людей, способных на совершенно феноменальные достижения: не дышать по полчаса, останавливать сердце, иметь феноменальную гибкость, силу и т.п. Теоретически, для страны, в которой живут и развиваются традиции подобных знаний, не должно составить труда подготовить людей, способных лучше всех выполнять довольно тривиальные физические упражнения. Но этого не происходит. На последней олимпиаде в Лондоне индусы в командном зачёте не получили места ни в первой, ни даже во второй десятке. Гигантское полуторамиллиардное общество, вооружённое тысячелетними знаниями секретов человеческой психики и тела, оказалось не в состоянии завоевать ни одной золотой медали. Сборная Индии заняла жалкое 55 место, пропустив вперёд Уганду и Гренаду. Вопрос в зал: а как такое могло произойти? Как такое вообще может быть? Где же мудрость тысячелетий?

В завершение мы ещё раз хотим вернуться к исходному тезису своего поста: способы мышления и характерные шаблоны деятельности, свойственные индийскому (а также любому другому традиционному обществу Востока), не позволяют ему на равных конкурировать с евроатлантическим миром (используем это понятие, чтобы отразить принадлежность к европейской цивилизации ещё и стран Северной Америки). И это не вопрос политического, военного и другого могущества, не вопрос культурного или идеологического доминирования. И могущество, и доминирование сами по себе лишь проявления тотального превосходства носителей европейской культуры в поиске новых необычных способов решения задач, которые ещё вчера казались невозможными, либо слишком трудными.

Особенности традиционных психотехник, которые мы сейчас пытались критически проанализировать – это просто одно из проявлений вот этой проблемы. Випассана Гоенки при всём её убожестве даже по сравнению с оригинальной традицией – всё равно лишь частный случай. С другой стороны, случай достаточно показательный, чтобы делать резкие суждения. Всё то, что заявляется Гоенкой с таким пафосом как божественная, истинная традиция, является, с точки зрения знакомых нам психотехник, чрезвычайно тривиальным. На это не нужно даже близко столько времени и сил, сколько требуют от участников курсов, которые мы наблюдали. Мы никому не готовы рекомендовать участие в этих курсах хотя бы потому, что существует реальный риск эксцессов и ущерба для здоровья, как психического, так и физического. Если кто-то интересуется випассаной и подобными практиками, можем посоветовать для начала поискать представителей оригинальной традиции.


Химич Роман
октябрь 2012
(оригинал статьи)


(обратно к колонке редакции)
 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт