Образ жизни > Монашеское обучение в Таиланде
 
 
Монашеское обучение в Таиланде

(на основе бесед с Дост. Дхамманандо, 2015 год; составлено и переведено: SV)

И В Таиланде существуют пять основных буддийских курсов для тайских монахов и монахинь:

– Нак Тхам
– Париен
– Бали Яй
– Абхидхаммаджотика
– Махавидйалая

1. Нак Тхам ("Знание Дхаммы")

Это трёхгодичный трёхуровневый курс по основам Дхаммы и Винаи, буддийской истории, написанию эссе, подготовки к проповедничеству, буддийским церемониям, законам тайской Сангхи.

Большинство учебников по Нак Тхам были написаны более ста лет назад королевским
учёным монахом Принцем Ваджираньянаварорасой. Подавляющее большинство тайских монахов проходят именно этот курс. Даже лесные монахи обычно берутся хотя бы за первый уровень, без которого у них не будет квалификации служить в качестве настоятеля монастыря. Курс очень поверхностный и во многом неудовлетворительный. К сожалению, из-за того, что его автором является член королевской семьи, вряд ли можно ожидать каких-либо положительных изменений в отношении этого курса в будущем. В сегодняшнем Таиланде даже предложение чуть изменить учебный план курса уже может быть воспринято как оскорбление королевской семьи.

2. Париен ("Изучение языка пали")

Это 8-9 годичный курс по грамматике пали, а также письменности, составлению писем и эссе, стихосложению на пали. Студентов обучают переводу с пали на тайский и наоборот – как дословному, так и свободному. Большинство городских монахов проходят этот курс и заканчивают как минимум третий или четвёртый уровень из девяти возможных. Те, кто хотят поступить в один из монашеских университетов, обязаны сдать как минимум пятый уровень Париен.

Изучаются и используются следующие тексты:

– учебник по палийской грамматике, написанный принцем Ваджираньянаварорасой
– Дхаммапада Аттхакатха (комментарий Буддагхосы на Дхаммападу)
– Мангалаттхадипани (комментарий Сиримангала Тхеры на Мангала сутту)
– Самантапасадика (комментарий Буддагхосы на Виная Питаку)
– Висуддхимагга (трактат Буддагхосы по буддийской практике) – Абхидхамматтхавибхавани (комментарий Сумангаласами на Абхидхамматтхасангаху)

Нак Тхам и Париен – это основные курсы по изучению буддизма в Таиланде. Нижеследующие два курса являются более подвинутыми, однако из-за неофициального статуса и иностранного (бирманского) происхождения, они куда менее популярны среди тайских монашествующих.

3. Бали Яй ("Более глубокий пали")

Это трёхгодичный курс по пали, который намного глубже и строже, нежели курс Париен. Он появился в Таиланде благодаря стараниям бирманского учёного монаха У Дхаммананды (известного также как Тха Ма О Саядо). В 1985 году курс Бали Яй проводился только в монастыре Ват Тха Ма О в Лампэне. В наше время он преподаётся примерно в десятке монастырей, из которых особо выделяется крупный новый центр «Колледж Пали им. Буддхагосы» в Накхорн Патхом.

Изучаются следующие направления:

Грамматика:

– Каччаянавьякарана (прародитель трактатов по грамматике пали)
– Падмарупасиддхи (комментарий Буддхапийи на Каччаяну)
– Моггалланавьякарана (грамматика Моггалланы; исторически является основным конкурентом трактату Каччаяны)
– Садданити (всеобъемлющий трактат по грамматике от Аггавамсы)
– Вуттодайя (трактат по палийской поэтике)
– Абхидханаппадипика (палийский тезаурус в стихотворной форме – заучивается наизусть)

Виная:

– Патимоккха
– Канкхавитарани (комментарий Буддхагосы на Патимоккху)

Абхидхамма:

– Абхидхамматтхасангаха от Ануруддхи
– Абхидхамматтхавибхавани от Сумангаласами
– Параматтхадипани от Леди Саядо

Герменевтика:

– Неттипакарана
– Неттипакарана Аттхакатха
– Неттивибхавинитика

Одна из причин, почему тайские монахи не горят желанием проходить данный курс – это его чрезвычайная сложность. При прохождении Бали Яй придётся учить огромный объём материала ежедневно, а прошедшие жёсткое обучение в Бирме монахи-преподаватели с лёгкостью отчислят любого, кто не будет успевать.

Вторая причина – из-за неофициальности курса Бали Яй. Монах, который «променял» Париен на Бали Яй упускает множество мирских преимуществ. К примеру, он не получит титул «Пхра Маха», не получит стипендии за успешную сдачу экзаменов, не получит королевское спонсорство при похоронах (когда умрёт), его успехи и учёность едва ли помогут ему продвинуться в иерархии тайской Сангхи. Ему даже будет отказано преподавать пали в специализированной по данному направлению государственной школе – несмотря на то, что его знание предмета будет куда глубже, чем у других монахов, которым преподавание разрешено.

С другой стороны, именно из-за отсутствия мирских привилегий на курсах Бали Яй или Абхидхаммаджотики можно повстречать монахов, которые искренне заинтересованы в изучении Дхаммы – чего не скажешь про стандартные тайские буддийские курсы.

4. Абхидхаммаджотика

Этот курс по Абхидхамме идёт шесть с половиной лет. Был принесён из Бирмы монахом Саддхаммаджотикой Саядо.

Основные тексты: Абхидхамматтхасангаха от Ануруддхи, пять из семи книг Абхидхамма Питаки (за исключением Пуггалапанньятти и Катхаваттху), а также комментарий на тайском языке ко всем этим работам самого У Саддхаммаджотики.

Данный курс преподаётся в нескольких десятках монашеских школ и колледжей, большинство из которых связаны с медитационными центрами системы медитации Махаси Саядо.

Кроме того, стоит отметить, что есть также несколько других менее популярных курсов по Абхидхамме. Большинство из них преподаются под покровительством традиций других систем медитаций «сухого прозрения» (випассана).

Курсы Абхидхаммаджотики вполне доступны. На них можно обучаться в большинстве крупных тайских городов. Они особенно популярны у мэ чи (женские монашествующие в Таиланде), а также у женщин-мирянок. Подобная традиция сложилась из-за того, что школы по Абхидхамме когда-то были единственными буддийскими институтами, двери которых были открыты и для женщин.

5. Махавидйалая ("Монашеские университетские курсы")

В Таиланде существуют две монашеские Никаи: Дхаммают и Маханикая. У каждой из них есть свой буддийский университет: маханикаевский Махачулалонгкорн и дхаммаютовский Махамакут. Оба университета находятся в Бангкоке, но в последние пару десятилетий университет Маханикаи создал сеть своих колледжей по всей стране.

У этих институтов две принципиальных цели. Во-первых, монахи из бедных семей, которые идут в монахи только для того, чтобы получить образование, имеют возможность сдать пятый уровень Париен и поступить в монашеский университет, как правило, на факультет какой-либо мирской дисциплины. Обычно это педагогика, английский язык или социальные науки. Но поскольку бакалаврский диплом из монашеского университета не особо ценится в Таиланде при приёме на работу, выпускники зачастую продолжают обучение в Индийском университете прежде чем уйти из монашества.

Во-вторых, те монахи, которые предпочитают сохранить монашеский сан, могут выбрать изучение буддизма на уровне буддийского колледжа.

Обучение иностранных монахов в Таиланде

Азиатские монахи из южной и юго-восточной Азии (за исключением Малайзии и Сингапура) в большинстве случаев поступают на бакалавриат или магистратуру одного из двух монашеских университетов. В последнее время эти учебные заведения набрали существенный состав иностранных преподавателей. В результате большинство курсов (особенно аспирантских) преподаются на английском языке.

Что касается курсов Нак Тхам, Париен, Бали Яй, Абхидхаммаджотика – очень мало кто из иностранцев обучается там.

Западные, японские, корейские монахи, а также этнические китайские монахи из Гонконга, тайваньские монахи, и монахи из стран Малайского полуострова как правило не обучаются на каких-либо тайских буддийских курсах вообще. Если даже у них и имеется желание изучать буддизм, то они занимаются самообучением. Те из них, кто хочет пройти традиционное монашеское обучение, обычно отправляются в Шри-Ланку или Мьянму, а не в Таиланд.

Если монах-иностранец всё-таки желает учиться на курсах Нак Тхам или Париен, то ему обязательно придётся выучить тайский язык. Для иностранцев на этих курсах нет никаких поблажек, помощи или специальных условий. Более того, если иностранец проходит курс Париен по изучению палийского языка, ему придётся выучить не только стандартный тайский, но и весьма сложный и пышный «раджасап» – тайский язык королевского двора.

Стандартный тайский будет нужен для понимания уроков. Раджасап понадобится по той причине, что именно на этот язык переведена Типитака. Поскольку Будда был индийским принцем, тайцы сочли неподобающим, чтобы он разговаривал на стандартном тайском. По этой причине подготовительное обучение для монаха-иностранца будет весьма существенным. Фактически ему придётся выучить два новых языка, чтобы начать изучать третий (пали). Даже самим тайцам приходится специально изучать «раджасап», чтобы понимать его (как правило это делается в третьем классе высшей школы).

Что касается курсов Абхидхаммаджотика – то здесь всё более гибко. Тайцы, которые преподают эти курсы, зачастую очень усердны и энергичны в продвижении изучения Абхидхаммы. Если они встретят иностранного монаха, который хочет учиться, но не может читать по-тайски, они сдвинут целые горы ради того, чтобы найти учителя, который смог бы наставлять студента на его родном языке. Кроме того, ему также разрешат и сдавать экзамены на своём родном языке.

С курсами Бали Яй всё менее неоднозначно. Если повезёт, то иностранный монах сможет найти англоговорящего бирманского монаха в одном из центров, который выразит желание давать ему частные уроки. Если нет – то иностранец окажется ровно в той же ситуации, как если бы поступил на курсы Париен.


(обратно к списку статей)
 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт