|
Бодхгая - остров безмятежности в океане Индии.
|
|
страница:
1 / 1
|
Отчёт Константина Калтыгина о посещении Бодх-Гайи. Индия. Весна 2011 года.
тро.
Центральный вокзал Варанаси. В ожидании поезда до
Гаи я сижу на скамейке и строчу свои заметки о путешествии
по Индии. Ничего особенного - обычное перечисление
фактов, впечатлений, забавных ситуаций… и тут вдруг
слышу, что поезд мой задерживают на 40 минут. «Ну,
ничего страшного», - думаю я, и отправляюсь изучать
здание вокзала и прилегающие территории. Возвращаюсь
к назначенному времени, а на табло новая информация
- поезд задерживают ещё на час… Потом ещё на один…
В итоге я уехал на три с лишним часа позже планируемого.
Найти свой вагон в поезде и место проблем не составляет.
Вагоны второго и первого класса расположены, как правило,
в середине поезда. Внутри они ничем не отличаются
от наших стандартных купейных вагонов, разве что вместо
дверей развешаны плотные шторы. Моими попутчиками
была семья индусов, по виду и манерам какие-то интеллигенты.
Перебросившись стандартными в таких ситуациях фразами,
я попросил их сказать мне, когда будем приближаться
к Гае, и задремал.
Дорога заняла всего несколько часов, и вот я уже практически
у цели. Осталось преодолеть около 15 км на рикше.
Видимо от усталости после Варанаси и недосыпания,
у меня не было абсолютно никакого желания торговаться
с водителем. Он предложил довести за 200 рупий, я
говорю «180 и поехали». Поехали! Дорога от Гаи до
Бодхгаи в общем-то ничем не примечательна, типичные
для Индии пейзажи и запахи, удивлённые взгляды со
стороны, шум, пыль, нескончаемый гул клаксонов…
Я попросил рикшу высадить меня на центральной площади,
откуда было удобно отправиться на поиски ночлега.
Сразу скажу, что изначально я планировал ночевать
в Бодхгае только в монастырях. Во-первых, ночлежек
за «100 рублей» мне предстояло ещё немало, а тратить
большие суммы на отели в мои планы не входило ну никак.
Во-вторых, в Бодхгае есть храмы и монастыри практически
всех традиционно буддийских стран, каждый сам может
выбрать, что ему ближе. Определённые ограничения,
конечно, существуют, но в целом картина именно такая.
Ну и где ещё, как ни в Бодхгае, стоит остановиться
в буддийском монастыре.
Первое впечатление от Бодхгаи - это Сарнатх, увеличенный
в несколько раз. То же разнообразие храмов и монастырей,
толпы монахов и паломников, не слишком навязчивые
продавцы и всякого рода «хэлперы» и «фрэнды»... Всё
это было так контрастно по сравнению с Варанаси, что
первое время я просто шёл, даже не смотря в карту,
просто пытаясь понять, что же здесь происходит?
И тут подлетели местные мальчишки с улыбками до ушей,
вопросами кто-откуда, предложениями купить какую-нибудь
безделушку и т.д. Раз хотят помочь, подумал я, пусть
помогут. «Покажите мне дорогу до бутанского монастыря».
Ребята оказались не промах, повели меня по самым окольным
путям. Зато дошли быстро.
|
|
За воротами монастыря я поначалу встретил только
одного человека - он старательно мыл посуду
и кухонные принадлежности возле колонки. Поздоровавшись,
я попытался объяснить ему, что мне, собственно,
нужно. Оказалось это ну очень не просто: и мой
английский не назовёшь литературным, а его -
и подавно. Но в итоге мы друг друга поняли,
и он отвёл меня в здание для паломников и предоставил
в полное распоряжение шикарную двухместную комнату
с горячей водой и - самое важное! - антимоскитной
сеткой над кроватью. Важность этого я познал
чуть позже, когда ночевал в бирманской вихаре.
|
Сам
монастырь просто неподражаем. На следующее утро
мне довелось увидеться и с настоятелем, когда
я зашёл в здание храма, он вместе с другим монахом
исполнял какой-то ритуал. Когда действо закончилось,
я попытался с ним поговорить, но это оказалось
ещё сложнее, чем с тем человеком у колонки -
в английском настоятель оказался не силён, впрочем
как и я.
|
|
Днём
я отправился гулять по храмам и монастырям.
Первым делом посетил близлежащие к бутанскому
монастырю японские храмы Ничирен Дайдзёкью,
построенный в 1983 году и Индосан Ниппондзи,
который был открыт президентом Индии В.В.Гири
в 1973 году. Как написано в путеводителе, храм
принадлежит международной буддийской организации
«Кокусай Буккьо Корьо Кьёкай». При одном из
храмов состоит что-то типа детской школы-интерната.
|
|
|
|
Чуть в стороне от японских храмов расположена
одна из жемчужин Бодхгаи - огромная статуя Будды,
окружённая статуями его учеников. (фото 6-8)
Здесь фотографы предлагают сделать снимки в
красивом оформлении, а «хэлперы» покатать на
байке по Бодхгае и окрестностям. В стандартную
программу входят второе дерево бодхи, куда «ни
один рикша вас не повезёт», пещерный комплекс
километрах в 10 от города, чантинг в тибетском
монастыре. Остальное - на ваше усмотрение.
|
Если
вы скажете им что приехали из России, она наверняка
вспомнят что у них в России есть друг. Впрочем, как
показалось, если скажете что держали путь из Федеративной
республики Микронезия, наверняка и там у них найдутся
друзья.
Тибетские монастыри радовали глаз богатой отделкой и
удивительными рисунками внутри. Подходя ближе к тайскому
монастырю я увидел ещё одну необычную статую Будды во
дворе All India Bhikkhu Sangh. А вот, наконец, и самый,
на мой вкус, прекрасный монастырь Бодхгаи - Королевский
тайский монастырь. Построили его в 1957 году в виде
копии Мраморного Храма в Бангкоке, как утверждает путеводитель.
А правда это или нет, пусть скажут люди, бывавшие в
этом самом Мраморном Храме (это и вправду копия -
прим. редакции).
Во
дворе бангладешского монастыря позабавил размер
ящика для сбора подаяний. Жаль внутри никого
встретить не удалось, хотя двери в помещения
были открыты. Китайский жёлтый монастырь запомнился
аскетичностью и тремя статуями за стёклами.
К сожалению, вьетнамский монастырь Вьен Джяк,
расположенный далеко в стороне от всех остальных,
в этот день оказался закрытым.
|
|
Следующий
день был посвящён центру Бодхгаи - храму Махабодхи.
Полагаю, посетители данного сайта прекрасно
знают, что это за место, и с чем оно связано.
Вряд ли я смогу привнести в его описание что-то
новое. Дам только один совет - не стоит посещать
храмовую территории в разгар дня. Пожалейте
свои стопы. В какой-то момент плитки раскалились
настолько, что я смог передвигаться только коротенькими
перебежками от одной тени до другой. У самого
входа есть хороший книжный магазин с достаточно
богатым ассортиментом. Как я понял, сам вход
на территорию храма бесплатный, но за фотографирование
нужно заплатить 20 рупий. Внутри храма хранится
неподражаемая статуя Будды. Статуя датирована
4 веком и, как говорят гиды, сделана из чёрного
мрамора, но была позолочена верующими.
|
|
В свою последнюю ночь в Бодхгае я решил сменить место
дислокации. И столкнулся с новой-старой проблемой. При
«выписке» из бутанского монастыря я, разумеется, подошёл
к настоятелю с вопросом о том, как лучше сделать пожертвование
за предоставленный мне кров. Снова мы долго и тщетно
пытались понять друг друга, в итоге настоятель отправил
меня к тому самому человеку, который и выделил мне комнату.
Однако ж и с ним найти общий язык не удалось. Я так
и не выяснил для себя, то ли эти люди действительно
не понимали о чём речь, то ли в монастыре просто не
берут денег за ночлег. В конце концов, я просто протянул
любезному человеку купюру в 500 рупий со словами благодарности,
чем вызвал на его лице огромнейшее удивление.
Билет
на следующее утро до Агры был заказан у господина
Шахабуддина из Middle Way Travels (действительно,
путеводители не врут говоря, что этот человек
может достать любой билет на любую дату. Ещё
и книжку в дорогу на русском языке для меня
откопал). Выезжать из Бодхгаи нужно было очень
рано утром, поэтому я отправился ночевать на
окраину, в бирманскую вихару. Да, по сравнению
с бутанским, этот монастырь являл собой образец
аскетизма. Для паломников и просто путешествующих
во дворе построено несколько зданий, каждое
по 3-4 этажа в высоту. Существенный плюс - многие
работники прекрасно говорят по-английски, цена
за ночь фиксированная - 100 рупий. И вообще
этот монастырь оставил, наверное, самое сильное
впечатление от всех дней, проведённых в Бодхгае.
Непередаваемая атмосфера душевной теплоты, множество
монахов, добрых и отзывчивых людей, готовых
помочь и просто побеседовать.
|
|
А рано утром я уже мчался на вокзал Гаи, чтобы покинуть
Бодхгаю и продолжить своё путешествие по Индии. Бодхгая
породила во мне много вопросов. Перед поездкой в святейшее
для буддизма место я не ставил себе цели ехать туда
за каким-то откровением, не ждал что моя жизнь перевернётся,
разделится на до и после Бодхгаи… Поэтому и говорить
о оправдавшихся или неоправдавшихся ожиданиях нет смысла.
С уверенностью можно сказать только одно - ехать в это
место стоит однозначно. Оно настолько необычно, ему
удаётся быть непередаваемо многообразным, сохраняя при
этом единую магистраль существования. Здесь время не
играет никакой роли. Бодхгая - это островок безмятежности
в буйном Индийском океане.
|
|
Автор:
Константин Калтыгин
Дата отчёта: 24.06.2011
Просьба
ставить прямую ссылку на наш сайт при копировании
материалов. |
(к
фотоальбому путешествия) |
(обратно
к списку отчётов) |
|
|