Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Состояние буддизма Тхеравады в Китае
Зи Янг

 
редакция перевода: 18.08.2017
Перевод с английского: SV

источник:
www.thediplomat.com

Многие столетия провинция Юньнань служила Китаю вратами в Юго-Восточную Азию. Помимо торговли важным компонентом этой связи был обмен религией и религиозными группами, в частности, буддизмом Тхеравады. Эта ветвь буддизма пришла в Китай в 7 веке через Бирму и укоренилась среди национальностей Дай, Буланов, Палаунг данного региона.
Сегодня Тхеравада остаётся важным культурным мостом между Китаем и Юго-Восточной Азией. Тхеравадинские страны, такие как Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа также являются значимыми для Китая в плане сухопутных и морских торговых путей. Развитие отношений с тхеравадинскими странами позволяет Китаю создать более мягкий и дружественный облик, и кроме того, установить контакт с влиятельными членами Сангхи, которые уважаются не только как предводители общин, но в некоторых случаях и как советники у фигур, принимающих важные политические решения.
Тем не менее, наложенные на китайскую Тхераваду внутренние ограничения подрывают эту политику мягкой силы Китая. Дело в том, что Тхеравада – самая малочисленная буддийская школа в этой стране. В отличие от тибетского буддизма и Махаяны, у которых в Китае множество последователей, влияние буддизма Тхеравады ограничено лишь соседними с Мьянмой и Лаосом провинциями.
Кроме того, Тхеравада серьёзно пострадала с приходом в Китай коммунизма. Под антифеодальными лозунгами были разрушены или даже всецело уничтожены храмы, пагоды, статуи будд. Монахов расстригали, преследовали, а любая буддийская деятельность запрещалась.
Хотя ведомая государством репрессия началась в 1950-ых, крайней степени эти меры достигли во время Культурной Революции. Сжигались ценнейшие манускрипты на пальмовых листьях. По всей стране стояли заброшенные храмы и разрушенные пагоды. Главный храм китайской Тхеравады Ксишуангбанна был уничтожен целиком.
Как и все иные религии, Тхераваду ожидал подъём после опасных лет Культурной Революции. Однако возрождение шло медленно. Хотя храмы вновь разрешили строить, местное правительство отказалось отдавать земли, конфискованные в период правления Мао. Хотя монахи могли вновь изучать писания, над ними был установлен такой строгий надзор местных бюро по религиозным делам, что в монашестве контролировалась абсолютно любая деятельность.
В наше время Тхеравада в Китае пребывает в стагнации по сравнению с бурным её развитием в соседних странах. Например, монахов очень мало. На каждые два Юньнаньских храма приходится по одному монаху. Из-за недостатка монахов многие храмы вынуждены закрываться и пускать последователей Тхеравады лишь на крупные буддийские празднования. Феномен пустых храмов преследует эту религию. 18,8% храмов префектуры Ксишуангбанны пустуют. В Пуере и Линканге эта цифра доходит до 40%. В Дехонге – 90,1%, а в Манге – 98,2%.
В Юньнаньские храмы часто приглашают иностранных монахов из Мьянмы и Лаоса, дабы восполнить нехватку китайских монахов. Однако правительство смотрит на таких гостей с недоверием из-за их политической ненадёжности. Они прошли становление вне Китая, а значит не были отфильтрованы через жёсткую политическую систему воспитания, которая требует от каждого монаха выражать поддержку верховенству Китайской Компартии и высказывать преданность социалистическому пути, национальному единству, этнической гармонии. Партия хочет видеть в монахах пропагандистов – а у иностранцев всего этого нет.
Кроме политического фактора и нехватки монахов также сказывается и нехватка финансирования. Каждый год правительство выделяет миллионы на реновацию тибетских буддийских храмов, на образование тибетских священнослужителей. Но о Тхераваде того же сказать нельзя. В отличие от бунтующих тибетцев, этнические последователи Тхеравады считаются в Китае образцовыми меньшинствами.
Несмотря на культурные различия, скажем, между Дайями и Ханами, первые никогда не высказывали сепаратистских идей – даже несмотря на наличие родственников по ту сторону границы. Это не создаёт проблем для государства, но и не приносит денег в храмы Тхеравады – как это происходит с тибетцами, которых официальные власти хотят купить через патронаж над тибетским буддизмом.
Сейчас в Китае открыто всего три учебных заведения, в которых можно получить тхеравадинское буддийское образование, но каждое из них страдает от недостатка финансирования. Кроме того, качество образования заметно хуже по сравнению, например, с крупными институтами Таиланда. Многие молодые монахи мечтают получить высшее образование в одном из двух Тайских буддийских университетов: Махачулалонгкорн-раджавидьялая и Махамакут.
Шли переговоры о создании в Китае высококлассной школы по изучению языка пали в Юньнане в 2012 году, но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки, если не считать покупки участка земли.
В целом китайская Тхеравада не годится на роль агента мягкой силы из-за своей недоразвитости. Государственная политика свидетельствует о том, что китайские бюрократы, вероятно, даже никогда и не расценивали Тхераваду как инструмент в налаживании отношений с внешним миром. Дипломатия не будет работать в системе, где монахи обязаны получать официальное одобрение для осуществления каждого шага – будь то поездка за рубеж или организация за границей пусть даже небольшого мероприятия.
К сожалению, китайская Тхеравада всегда была на периферии тхеравадинского мира, и, похоже, и останется там в обозримом будущем.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.