Политика
самоизоляции Аютинского государства, способствовала общему ослаблению
страны и в итоге привела к падению столицы.
Разгром
Аютии бирманцами в 1767 г. и распад страны на несколько княжеств
вызвали столкновения между различными социальными силами и политическими
группировками. В этих условиях произошла попытка создания теократического
государства на севере страны. Группа монахов захватила власть
в районах Савангбури и Уттарадит, и их лидер монах Рыан провозгласил
себя королем государства Фанг. Генерал Так
Син, стремившийся стать правителем на территориях распавшегося
Аютинского государства, направил против них свои основные силы,
которые заняли Питсанулок и подошли к стенам Савангбури. Здесь
произошла битва, отряды повстанцев были рассеяны. Солдаты Так
Сина заняли северные провинции страны. В начале 1768 г. армия
Так Сина освободила от бирманских гарнизонов всю центральную
часть Сиама, а Так Син был коронован в новой столице страны
- Тонбури.
Но
в дальнейшем, жестокие притеснения сангхи и казни знатных принцев
оттолкнули от Так Сина тайскую знать, для которой он оставался
выскочкой не имеющим благородного происхождения. Ненависть к
Так Сину была столь велика, что его не спас даже монастырь,
в который он скрылся, и в 1782 г. его казнили по приказу Тьау
Пайя Чакри. В том же году Тьау Пайя Чакри был коронован в Бангкоке
под именем Рамы I (1782-1809), и с этого времени начинается
история бангкокской династии Чакри, существующей до сих пор.
Король
новой династии Чакри - Рама I уделял большое внимание делам
сангхи. Политика нового правительства существенно отличалась
от политики Так Сина. Это проявлялось в уважении к сангхе и
усилении роли короля как её защитника. Отвергалась идея божественности
короля, прекратилась конфискация достояния монашеской общины.
Рама I приказал уничтожить каменные линги прежних королей, запрещалось
оказывать божеские почести изображениям королей.
Прежний
Сангхарат и настоятели монастырей Пхра Пхуттсину и Пхра Пхималатхам,
оказавшие сопротивление Так Сину и подвергшиеся репрессиям,
были восстановлены в своих должностях и рангах. Затем король
присвоил нескольким десяткам монахов почетные духовные титулы,
назначил новые резиденции для некоторых из них. Была возобновлена
ежемесячная раздача пищи монахам от королевского дворца.
К
1785 г. уже был построен Большой Королевский Дворец, и внутри
его территории, согласно древней традиции, возведен монастырь
Пхра Кео. После окончания строительства, король повелел, чтобы
в монастырь Пхра Кео перевезли статую Изумрудного Буды, которая
стала палладиумом бангкокской монархии.
В
XVII в. в сиамское общество начали проникать элементы европейской
культуры, прежде всего христианство.
Неудачи в его распространении, имевшие место в XVII и XVIII
вв. показали, что буддизм глубоко укоренился среди сиамцев.
Но эпоха всё же диктовала новые правила. Поэтому, совершенно
естественными, выглядели стремления сиамской элиты освободить
национальную религию от пережитков жреческих верований и этим
укрепить влияние и повысить авторитет тайского буддизма. Например,
в процессе восстановления сиамского общества и государства в
конце XVIII в. сакрализация королевской власти стала осуществляться
согласно буддийской концепции. В указе 1785 г. предписывалось
всем, дающим клятву верности королю, поклонятся, прежде всего,
изображению Будды. А в правление Рамы II (1809-1824) были осуществлены
новые меры, способствовавшие повышению авторитета сангхи. Так
была совершена реорганизация системы религиозного образования
монахов. В это же время были восстановлены традиционные контакты
со Шри-Ланкой, которая всегда воспринималась тайским буддизмом
в качестве колыбели тхеравады.
В
годы правления Рамы III (1824-1851) развернулось большое строительство
религиозных сооружений. Кроме того, было расширено и восстановлено
60 ватов. Практически все типы сиамских религиозных сооружений
получили при Раме Ш окончательное развитие. Также в период его
правления проводилась дальнейшая реорганизация сангхи. Эти изменения
происходят в условиях быстро меняющейся обстановки: с усилением
экспансии Запада характер производственных отношений меняется,
от средневекового уклада жизни к зачаткам капитализма. Условия
существования традиционного сиамского общества также резко меняются,
что вызывает очередной всплеск активности в слоях сиамской элиты,
которая пытается сформировать обновлённый подход и к вопросу
религии. Он выражается в стремлении приспособить буддизм к изменившейся
действительности и с этой целью обращается к новому изучению
классических текстов палийского канона. Движение за реформацию
буддизма возглавил принц - монах Монгкут (1804-1868 гг.), будущий
король Рама IV. В сиамской буддийской традиции имя Монгкута
поставлено в один ряд с именами великих королей
- покровителей буддизма: Ли Тхаи в Сукотаи; Тайлока, Сонгтхама
и Боромакота в Аютии. Немногие из сиамских монахов оказывались
столь тесно связанными с буддийской монашеской общиной, и, уж,
во всяком случае, никто из королей Сиама не пробыл такое долгое
время в монастыре, как Монгкут.
В
1833 г. Монгкут с группой друзей вернулся в ват Саморай, и здесь
после соответствующих церемоний была создана новая сангха Тхаммаютникая
(Те, кто следует Тхамме). В январе 1837 г. Рама III назначил
Монгкута настоятелем монастыря Бовоннивет, где он провел 14
лет. Под управлением Монгкута ват Бовоннивет, из небольшого
монастыря с пятью монахами, превратился в самый активный очаг
буддизма в Сиаме XIX начала XX в. Монастырь стал центром палийского
образования в стране. В правление сына Монгкута Чулалонгкорна,
последователи Тхаммаютникая были официально признаны отдельной
школой в сиамском буддизме
В
1887 г. принц Драмонг возглавил департамент, ведавший всеми
делами народного образования. В апреле 1892 г. было создано
министерство по делам религии и народного образования во главе
с Пхатса Каравонгом. На первых порах для преподавания в начальных
школах широко привлекались преподаватели - монахи1.
Создание в стране системы специальных средних учебных заведений
способствовало появлению в стране в 20-е годы XX столетия социальной
прослойки, которую можно назвать разночинной интеллигенцией.
В
1917 г. в Бангкоке был основан Университет имени Чулалонгкорна.
В университете существовало 4 факультета: гуманитарный, юридический,
медицинский, технический.
Параллельно
с реформой государственного аппарата, правительство начало реорганизацию
управления сангхой. В 1894 г. Чулалонгкорн признал общину
последователей Тхаммают-никая отдельной религиозной школой.
Во главе ее встал принц Вачираян (1859-1921), сын Монгкута.
В 1892 г. он стал настоятелем храма Бовоннивет, а с 1910г. -
Сангхаратом. Вачираян говорил, что именно монахи должны обеспечивать
крепкую связь между королевским правительством и народом.
В
1890г. король основал Буддийский Университет, получивший впоследствии
имя Маха Чулалонгкорн (ныне находится в храме Махатхат в Бангкоке).
В 1893 г. по инициативе принца Вачирайана в Бангкоке была основана
(первоначально для монахов линии Тхаммаютникая) духовная академия
Махамакут со сроком обучения 7 лет. Эти два буддийских университета
и духовный колледж в Бангкоке в течение всего XX в. Играли ведущую
роль в подготовке буддийских кадров самого различного профиля.
Не
меньшее значение для дела религиозного образования монашества
имел перевод Типитаки с пали на тайский язык. В 1893 г. такой
перевод был осуществлен. Типитака вышла тиражом 1000 комплектов
по 39томов в каждом. Вачирайан перевел с пали различные молитвы
и формулы, употребляемые в тхераваде. Сделать буддийское учение
более понятным массам простых сиамцев - к этому стремились лидеры
сангхи того времени.
Сиамские
буддисты поддерживали контакты с буддистами различных стран.
В 1901 г. посетил Сиам "первенствующий Лама" ламаистского
духовенства Бурятии Чойнзин Урелтуев. В 1902 г. буддийские реликвии
были привезены из Сиама в Японию, где в городе Нагоя заложили
храм для хранения этих реликвий. В 1914 г. Вачиравуд подарил
большую статую Будды строящемуся буддийскому храму в Петербурге.
Таково
было отношение королевской власти и просвещенной элиты к буддизму
в XIX начале XX вв. Они воспринимали буддизм как неотъемлемую
часть сиамской культуры, способствуя в то же время распространению
светской, западной культуры и образования.
|