Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Современная сангха в Таиланде

 
редакция текста: 24.10.2009


В многочисленных текстах Виная-питаки содержаться объяснения Буддой причин, побудивших его ввести те или иные правила и нормы обучения в жизни монахов. Можно выделить основные причины:
1) ради благополучия сангхи
2) ради удобства сангхи
3) для контроля неустойчивых людей
4) ради удобства благонравных монахов
5) для предотвращения загрязнения в этой жизни
6) для защиты от загрязнений, возможных в следующих жизнях
7) для угождения тем, кто ещё не ощутил радостей Дхаммы
8) для увеличения удовольствия тех, кто ощутил радости Дхаммы
9) ради создания истинной Дхаммы
10) для пользы Винаи
11) для дружбы с домохозяевами
Каждый монах (бхиккху) живёт в соответствии с Винаей. Старшие монахи, являющиеся духовными наставниками или учителями, руководят своими учениками и являются для них авторитетами. Тем не менее, на сангха-камма (собраниях сангхи), когда надо решить какой либо вопрос касающийся общины, монахи имеют равный статус, будь то учитель или ученик.
То есть, в соответствии с Винаей можно выделить две формы отношений в сангхе: отношения между учителем и учеником подобные институту семьи, и отношения между группой монахов сангха-камма, при которых учитывается мнение всей группы.
Если в социальном плане в Таиланде всегда довольно строго соблюдалась иерархия между сословиями, то в сангхе эта иерархия теряет силу: все члены сангхи считаются равными между собой, и представители разных социальных сословий имеют возможность свободно общаться друг с другом.
Члены сангхи живут сообща в монастырях или в одиночку в лесных кельях или пещерах. Монахи бывают оседлыми, постоянно проживающими на одном месте, и странствующими; последние останавливаются в монастырях только на время дождливого сезона. Сангхой обозначают всю церковную иерархию, объединяющую оседлых и странствующих бхиккху, а так же лесных монахов ведущих уединенный, аскетический образ жизни.
Сангха официально отстранена от политики1, но фактически роль сангхи настолько значительна, что это не может не отразиться на общественных процессах внутри страны.
Буддийская церковь в Таиланде имеет огромное значение еще и потому, что через ее фильтры - монастыри ежегодно проходит около 300 000 молодых людей, чаще всего в возрасте 20-24 лет. Правительство уделяет большое внимание пропаганде норм буддийской морали и среди государственных служащих. Каждый чиновник имеет право на один 120-дневный оплачиваемый отпуск для пребывания в буддийском монастыре. Причем существует специальная комиссия, которая следит за тем, чтобы государственный служащий в обязательном порядке использовал эту возможность побывать в буддийской общине.
Таиландская сангха имеет сложную административную систему, копирующую государственный административный аппарат.

Иерархия сангхи включила в себя такие понятия, как:
а) ученость
б) старшинство
в) служебное положение
г) титул

А) Степень учености

Бхиккху и саманеры должны учится, пока не сдадут экзамены на три степени «нак - дхамма» последовательно третьего, второго и первого класса. Затем следует семь степеней «бариан», т.е. ученый, который знает пали, изучил Типитаку и некоторые сложные доктрины буддийской философии на пали и кхмерском языках. Эти степени идут от нижней: «пра йога три», до высшей: «пра йога девять». Монахи степеней «бариан» имеют право носить вееры из красного, золотого и белого материала, указывающие на их ранг, а так же ставить после своего имени знак, например «Б.6», «Б.8», свидетельствующий об их ученой степени. Монахи высоких степеней «бариан» обычно имеют степень «маха».

Б) Старшинство


Мирянин, обривший голову, надевший желтые одежды и получивший посвящение, считается монахом, и с этого момента ему начисляется стаж пребывания в монастыре. После одного года монаха называют навакабхуми, через пять лет - маджжимабхуми и через десять лет он становиться тхера. Монах не может принимать участия в посвящении других монахов и носить титул упаджжая (который позволяет ему иметь своих учеников) до тех пор, пока он не станет тхера.

В) Служебное положение

Высший ранг Сомдет Прасангхарача - глава сангхи; затем - Сангханайок - председатель церковного совета министров; Кхана Сангха Монтри - министр церковного совета; Тьау Кхана Пак - церковный инспектор округа; Тьяу Кхана Ампё - председатель районного отделения сангхи; Тьяу Кхана Тамбон - церковный инспектор тамбола, Тьау Ават - настоятель монастыря.

Г) Титулы

Монах, получивший титул, имеет право носить соответствующий веер. Существует более сорока рангов, которые можно определить по веерам.

Административная структура сангхи

С 1963 г. в административной структуре сангхи произошли некоторые изменения. Главным органом сангхи в настоящее время является Высший Совет сангхи, который возглавляет верховный патриарх - Сомдет Сангхаранча. В отсутствии патриарха его обязанности выполняет махатхера с титулом Сомдет Пра Рачакхана. Членами совета являются все махатхеры с титулом Сомдет Пра Рачакхана и 4-8 монахов с титулом Пра Рачакхана, которых назначает патриарх. Общее число членов совета махатхер не установлено.
Административная структура сангхи тождественна государственной административной структуре. При Высшем Совете сангхи имеются четыре церковных департамента: административный, образования, пропаганды, общественных работ. Для эффективности административного руководства сангхой, вся территория страны разделена на 18 церковных округов или паков. В каждом районе есть провинциальные и районные организации сангхи. 18 окружных организаций группируются по географическому принципу: центральный, северный, восточный и южный районы. Главой каждого района является махатхера из центрального аппарата сангхи, который пребывает в Бангкоке. Махатхера из центрального аппарата следит также за всеми монастырями линии Дхаммаютникая.
Кроме того, администрация делиться на администрацию города, района и тамбона. Тамбон обычно состоит из 10-20 деревень и включает минимум 5 монастырей. Около 50 000 деревень страны сведены в 5100 тамбонов. Самой мелкой административной единицей является монастырь. Ответственность за монастырь несет настоятель, назначенный церковным комитетом района или провинции.

Правосудие

Правосудие сангхи состоит из верховного суда - дика (10 человек) и апелляционного суда (11 человек). Затем следуют суды первой инстанции и, наконец, многочисленные районные суды.

Имущество и бюджет сангхи


Церковное имущество сангхи делиться на две категории: центральное церковное имущество, которое принадлежит всей сангхе, и монастырское церковное имущество: строения, земля, предметы украшения, статуи, личные вещи монахов и т. д. Центральным церковным имуществом владеет департамент по делам религии, который считается собственником по должности. Министерство образования с одобрения совета махатхер ежегодно утверждает бюджет на содержание центрального церковного имущества.
Доходы сангхи складываются из подношений и подарков населения, от доходов получаемых от аренды церковного имущества (главным образом земли) и правительственных дотаций.
Согласно акту 1963 г. церковные земли делятся на три категории: монастырский двор (тхиват), место, где расположены монастырские постройки; монастырское хозяйство (тхитхоранисонг), т. е. земля, принадлежащая монастырю; доходное хозяйство монастыря (тхиканлапана) - это земля, рента и другие доходы, идущие на содержание монастыря и сангхи в целом. Ст. 34 вышеупомянутого акта гласит, что никто не может возбуждать дело против монастыря, ссылаясь на старые права на имущество, которое находиться в монастыре или монастырском хозяйстве.
Официально монастырская земля принадлежит государству, и на постройку какого - либо строения требуется получить специальное разрешение от светских властей. Однако во многих монастырях есть участки земли, на которые правительство не имеет никаких прав, это так называемые земли висаннгамасема, т. е. священная земля. По традиции, однажды освященная земля не может использоваться для других целей кроме религиозных, даже если здания на ней давно разрушились или исчезли. В настоящее время собственно монастырской землей считается только освященная земля, но правительство старается не продавать и не освященные земли на которых, как показали раскопки, раньше находились монастыри.

Монастыри

До 1941 г. монастыри делились на три категории: королевские монастыри, построенные правительством; частные монастыри с освященной землей; духовные жилища, где не была совершена церемония освящения земли. В 1941 г. категорию королевских монастырей упразднили, последние были официально отнесены ко второй категории, хотя в действительности они сохранили свой статус.

Система образования для членов сангхи

В середине XIX в. По инициативе принца Монгкута были созданы школы для обучения членов сангхи языку пали. В начале XX в. сын Монгкута принц Вачиранаварораса, бывший в то время патриархом, учредил специальные курсы по изучению буддизма: накдхамма (знаток Дхаммы) - для членов сангхи и дхаммасыкса (изучение Дхаммы) - для мирян. Преподавание на этих курсах ведется на тайском языке, а с 1964 г. так же и на английском. Курсы - трехгодичные, и сдавшие экзамены могут получить свидетельство о присвоении им третьей, второй или первой степени накдхамма или дхаммасыкса.
В школы по изучению пали принимаются лица, сдавшие экзамены на первую степень накдхамма. Правительство ежегодно устраивает экзамены на степени бариан, членами экзаменационных комиссий обычно бывают известные тхеры и махатхеры. Наиболее ученых и способных монахов иногда приглашают работать в правительственном административном аппарате.
Для поступления в Буддийский Университет члены сангхи должны пройти ряд подготовительных школ и курсов. Перед посвящением в монахи мальчики обычно успевают закончить лишь начальную общеобразовательную школу (4 класса). После посвящения монахи обязаны посещать трехлетние курсы накдхамма, и некоторые из них потом поступают в палийские школы (срок обучения 7 лет), по окончании которых можно получить степень «бариан 9». В этих религиозных школах не преподают светские дисциплины, поэтому для подготовки в университет монахам нужно окончить шестилетний курс в специальной, палийской школе (три года высшей ступени и три года первой ступени средней школы по светским дисциплинам, утвержденным программой министерства просвещения).
Оба буддийских университета и духовный колледж расположены в Бангкоке. Члены сангхи изучают там Дхамму, западную и буддийскую философию, историю религий, иностранные языки. Срок обучения в университетах Махамакут (основан в 1893 г.) и Маха Чулалонгкорн (основан в 1890 г.) семь лет.
По окончании этого курса обучения некоторых монахов посылают учиться в Бирму, Индию, Шри-Ланку и другие страны, где они знакомятся с местными традициями буддизма, изучают современную философию.


1 ст.87 конституции Таиланда запрещает монахам и саманерам участвовать в выборах.


.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.