Монгкут
(1804-1868 г.) - будущий король Рама IV. В сиамской буддийской
традиции имя Монгкута поставлено в один ряд с именами великих
королей - покровителей буддизма: Ли Тхаи в Сукотаи; Тайлока,
Сонгтхама и Боромакота в Аютии. Немногие из сиамских монахов
оказывались столь тесно связанными с буддийской монашеской общиной,
и, уж, во всяком случае, никто из королей Сиама не пробыл такое
долгое время в монастыре, как Монгкут.
Много
раз принц - монах Макуто Бхиккху - прошёл пешком страну, ходил
от деревни к деревне, получая подаяние от верующих. В этих скитаниях
он увидел подлинную жизнь сиамцев, понял проблемы стоявшие перед
монашеской общиной и перед страной в целом. Монгкут познал многое
из прошлого своего народа, посетил религиозные и исторические
достопримечательности страны. В 1883 г. в развалинах Сукотаи
он нашел стеллу Рама Камхенга - первый памятник тайской письменности,
памятник тайской истории конца XIII в. Монгкут обнаружил так
же и полулегендарный «камень закона» Рамы Камхенга и перевез
его в Бангкок, где «камень закона» был включён в число реликвий,
используемых при коронации.
Первоначально
(в 1824 г.) Монгкут принял постриг в монахи в монастыре ват
Саморай, и в течение 7 лет сделал этот монастырь своей обителью.
Здесь у монахов араннаваси (лесных монахов) он обучался
медитации и продолжал изучение канона, успешно выдержал экзамены
вплоть до 5-й «палийской ступени». Здесь же был возведен в высокое
монашеское звание. Об образовании и культурном кругозоре Мангкута
говорил тот факт, что, помимо пали и санскрита, он изучал лаосский,
кхмерский, вьетнамский, монский, бирманский, малайский и хинди.
С помощью миссионера Паллегуа Монгкут овладел латынью, а впоследствии
и английским. Став одним из самых высокообразованных членов
сангхи, принц-монах испытывал глубокое разочарование из-за невежества
многих бхиккху и отсутствия внутренний дисциплины в монашеской
общине.
В
1833 г. Монгкут с группой друзей вернулся в ват Саморай, и здесь
после соответствующих церемоний была создана новая сангха Дхаммаютникая
(«Те, кто следует Дхамме»). В январе 1837 г. Рама III назначил
Монгкута настоятелем монастыря Бовоннивет, где он провел 14
лет. Под управлением Монгкута ват Бовоннивет, из небольшого
монастыря с пятью монахами, превратился в самый активный очаг
буддизма в Сиаме XIX начала XX в. Монастырь стал центром палийского
образования в стране. В правление сына Монгкута Чулалонгкорна,
последователи Дхаммаютникаи были официально признаны отдельной
школой в сиамском буддизме.
Монгкут
требовал от монахов Дхаммаютникаи не просто механически заучивать
и повторять слова Будды, но и понимания смысла заповедей, которых
им надлежало придерживаться. Он призывал не только устранить
невежество и злоупотребление в сангхе, но стремился вычеркнуть
из сиамского буддизма всё, что не соответствует канону раннего
буддизма, и было связанно с махаяной, брахманизмом и анимизмом.
Эта цель достигалась несколькими путями: приведением в полное
соответствие с каноном порядка монастырской жизни и ритуалов,
очищением самого канона (т. е. пересмотром сиамских книг, которые
использовались в XIX в.), а также возрождением активного деятельного
духа самого сиамского буддизма. Последователи Дхаммаютникаи
не могли прикасаться к деньгам, не позволяли себе копить пищу,
не принимали её после полудня, снимали обувь, входя в жилища.
Монгкут
считал бессмысленными и ложными такие формы получения заслуги,
как построение песочных пагод на территории монастыря во время
праздников и проведение процессий со статуями Будды. «Настоящая
заслуга должна иметь социальную значимость. Богатый пусть строит
монастыри, а бедный может построить мост через речку с помощью
двух бамбуковых палок или отчистить дорогу от острых колючек»,
- так объяснял рационалистической взгляд Монгкута его правнук
принц Чула Чакрабонгзе.
Благодаря
целенаправленной деятельности Монгкута повысился уровень религиозных
экзаменов - углубленное изучение канона на пали стало отличать
монахов Дхаммаютникаи. В 40-х годах в монастыре Бовоннивет проводилась
большая работа по очищению
канона и созданию его полной редакции.
В
противоположность старой школе Маханикаи с её слабой централизацией,
Дхаммаютникая отличалась компактностью и централизацией организационной
структуры. Именно поэтому школа Дхаммаютникаи стала опорой реформаторской
деятельности, которую проводили Монгкут и Чулалонгкорн и в сангхе
и в стране в целом.
Монгкут,
выдвигая на первый план этические концепции буддизма, призывал
отказаться от суеверий и представлений о сверхъестественных
способностях короля.
Король
Монгкут возглавил движение за реформацию сиамского буддизма,
стремясь приспособить его к новым общественным условиям. Укоренившись
в Сиаме, оно получило распространение также в Камбодже и Лаосе.
Дхаммаютникая существует в тайском, лаосском и кхмерском буддизме
и в настоящее время. Последователи этой школы были, как правило,
представителями наиболее просвещённой и деятельной части монашества.
|