Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Монгкут и его реформа. Создание Дхаммаютникаи.

 
редакция текста: 24.10.2009


Монгкут (1804-1868 г.) - будущий король Рама IV. В сиамской буддийской традиции имя Монгкута поставлено в один ряд с именами великих королей - покровителей буддизма: Ли Тхаи в Сукотаи; Тайлока, Сонгтхама и Боромакота в Аютии. Немногие из сиамских монахов оказывались столь тесно связанными с буддийской монашеской общиной, и, уж, во всяком случае, никто из королей Сиама не пробыл такое долгое время в монастыре, как Монгкут.
Много раз принц - монах Макуто Бхиккху - прошёл пешком страну, ходил от деревни к деревне, получая подаяние от верующих. В этих скитаниях он увидел подлинную жизнь сиамцев, понял проблемы стоявшие перед монашеской общиной и перед страной в целом. Монгкут познал многое из прошлого своего народа, посетил религиозные и исторические достопримечательности страны. В 1883 г. в развалинах Сукотаи он нашел стеллу Рама Камхенга - первый памятник тайской письменности, памятник тайской истории конца XIII в. Монгкут обнаружил так же и полулегендарный «камень закона» Рамы Камхенга и перевез его в Бангкок, где «камень закона» был включён в число реликвий, используемых при коронации.
Первоначально (в 1824 г.) Монгкут принял постриг в монахи в монастыре ват Саморай, и в течение 7 лет сделал этот монастырь своей обителью. Здесь у монахов араннаваси (лесных монахов) он обучался медитации и продолжал изучение канона, успешно выдержал экзамены вплоть до 5-й «палийской ступени». Здесь же был возведен в высокое монашеское звание. Об образовании и культурном кругозоре Мангкута говорил тот факт, что, помимо пали и санскрита, он изучал лаосский, кхмерский, вьетнамский, монский, бирманский, малайский и хинди. С помощью миссионера Паллегуа Монгкут овладел латынью, а впоследствии и английским. Став одним из самых высокообразованных членов сангхи, принц-монах испытывал глубокое разочарование из-за невежества многих бхиккху и отсутствия внутренний дисциплины в монашеской общине.
В 1833 г. Монгкут с группой друзей вернулся в ват Саморай, и здесь после соответствующих церемоний была создана новая сангха Дхаммаютникая («Те, кто следует Дхамме»). В январе 1837 г. Рама III назначил Монгкута настоятелем монастыря Бовоннивет, где он провел 14 лет. Под управлением Монгкута ват Бовоннивет, из небольшого монастыря с пятью монахами, превратился в самый активный очаг буддизма в Сиаме XIX начала XX в. Монастырь стал центром палийского образования в стране. В правление сына Монгкута Чулалонгкорна, последователи Дхаммаютникаи были официально признаны отдельной школой в сиамском буддизме.
Монгкут требовал от монахов Дхаммаютникаи не просто механически заучивать и повторять слова Будды, но и понимания смысла заповедей, которых им надлежало придерживаться. Он призывал не только устранить невежество и злоупотребление в сангхе, но стремился вычеркнуть из сиамского буддизма всё, что не соответствует канону раннего буддизма, и было связанно с махаяной, брахманизмом и анимизмом. Эта цель достигалась несколькими путями: приведением в полное соответствие с каноном порядка монастырской жизни и ритуалов, очищением самого канона (т. е. пересмотром сиамских книг, которые использовались в XIX в.), а также возрождением активного деятельного духа самого сиамского буддизма. Последователи Дхаммаютникаи не могли прикасаться к деньгам, не позволяли себе копить пищу, не принимали её после полудня, снимали обувь, входя в жилища.
Монгкут считал бессмысленными и ложными такие формы получения заслуги, как построение песочных пагод на территории монастыря во время праздников и проведение процессий со статуями Будды. «Настоящая заслуга должна иметь социальную значимость. Богатый пусть строит монастыри, а бедный может построить мост через речку с помощью двух бамбуковых палок или отчистить дорогу от острых колючек», - так объяснял рационалистической взгляд Монгкута его правнук принц Чула Чакрабонгзе.
Благодаря целенаправленной деятельности Монгкута повысился уровень религиозных экзаменов - углубленное изучение канона на пали стало отличать монахов Дхаммаютникаи. В 40-х годах в монастыре Бовоннивет проводилась большая работа по очищению канона и созданию его полной редакции.
В противоположность старой школе Маханикаи с её слабой централизацией, Дхаммаютникая отличалась компактностью и централизацией организационной структуры. Именно поэтому школа Дхаммаютникаи стала опорой реформаторской деятельности, которую проводили Монгкут и Чулалонгкорн и в сангхе и в стране в целом.
Монгкут, выдвигая на первый план этические концепции буддизма, призывал отказаться от суеверий и представлений о сверхъестественных способностях короля.
Король Монгкут возглавил движение за реформацию сиамского буддизма, стремясь приспособить его к новым общественным условиям. Укоренившись в Сиаме, оно получило распространение также в Камбодже и Лаосе. Дхаммаютникая существует в тайском, лаосском и кхмерском буддизме и в настоящее время. Последователи этой школы были, как правило, представителями наиболее просвещённой и деятельной части монашества.



.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.