Главная > История > Современный буддизм > Дебаты в Шри Ланке
 
 

Дебаты между буддистами и христианами в Шри Ланке

Двадцать первого сентября 2008 года прошло 118 лет со дня смерти Дост. Мигеттуватте Гунананды, который известен своим участием в знаменитых дебатах между буддистами и христианами, имевшими место в Баддегаме, Гамполе, Варагоде, Лиянагемулле и Панадуре во второй половине 19-го века.

Он родился в Мигеттуватте 9 февраля 1823 года в буддийской семье. С раннего детства у него завязались дружеские отношения с католическим священником из соседней церкви. Так у него появилась возможность прочесть Библию, многие другие христианские книги и изучать христианство. В одно время у него даже появилось желание стать католическим священником. Однако в то время он познакомился с бхиккху из соседних храмов. Из-за этой встречи он расхотел становиться священником. Спустя несколько дней он отправился в Кумара Маха Вихару в Додандуве и пробыл там некоторое время, где и получил посвящение в бхиккху от Дост. Тхеликанды Сонуттары Тхеры. За время своего пребывания в монастыре он овладел восточными языками и буддийскими знаниями.
Сайя Тхетджи

Однажды, читая журнал «Бауддха Саходарая», он узнал, что в Коломбо влияние христианства настолько велико, что буддийский монах не мог пройти по улице без саркастических насмешек со стороны христиан. Достопочтенного Гунананду очень обеспокоили эти новости, и он отправился в Коломбо, где начал давать лекции в противовес христианским анти-буддийским аргументам.

В третьем веке до нашей эры, когда буддизм только пришёл в Шри Ланку, ему покровительствовали цари. Идея о том, что царь Шри Ланки должен быть буддистом, стала аксиомой, и такое положение вещей не менялось вплоть до 1815 года, когда царская власть была упразднена. В начале 16 века Шри Ланку захватили португальцы, и буддизм пришёл в упадок из-за миссионерской деятельности католиков. В монашеской Сангхе началась деградация дисциплины, и буддизм Тхеравады полностью бы исчез, если бы не героические усилия Достопочтенных Веливиты Сарананкары и царя Киртхи Шри Раджасингхи, которые возродили буддизм и организацию Сангхи посредством линии монашеского пострижения (Упасампады) из Сиама в 1753 году.

Несмотря на то, что пятый пункт в Кандийской Конвенции, подписанной в 1815 году, гарантировал защиту буддизма и буддийских святынь, британцы не питали к нему особого уважения после того, как заполучили власть над кандийскими провинциями. После восстания 1818 года британцы хоть и обещали защищать буддизм, всё же они исключили слово «не подлежит нарушению» в пятом пункте Конвенции, и, таким образом, поспособствовали ослаблению гарантий в отношении неприкосновенности буддизма, святынь и Сангхи.

К 1827 году в Пиривене стало больше миссионерских школ, чем школ при буддийских храмах. Христиане заправляли 96 школами, из которых 94 находилось к кандийских провинциях. Не было ни одной школы, где могли бы получить образование дети буддистов. Кроме того, в кандийских провинциях не было ни одной государственной школы. Плюс ко всему, британское правительство объявило воскресенье народным праздником 6 апреля 1817 года, и, таким образом, отменило ежегодный праздник Пойя, который проводили ланкийские буддисты почти 2000 лет подряд.

В 1832 году Коулбрук утвердил английский язык в качестве основного для работы в правительстве, что в итоге привело к тому, что все государственные сингальские школы среднего образования были закрыты. Вместо них по всей стране во всех основных городах открывались английские школы. В результате этой политики открылась Коломбская Академия в 1836 году. В стране осталось только две буддийских школы - в Панадуре и Додандуве, которые к 1870 году посещало 246 детей против порядка 80.000, ходивших в христианские.

В этот момент Дост. Мигеттуватте Гунананда Тхера приехал в Деепадуттхарамаю из Додандувы. В то время многие тысячи сингалов после изучения английского языка становились христианами, чтобы получить средства к существованию. Деревенского жителя могли научить критиковать буддизм за один год, а в то время зарплата в 20 рупий в месяц была достаточной для того, чтобы он проповедовал в деревнях, настраивая ланкийцев против родной религии. Христианские миссионеры начали пропаганду с помощью буклетов и книг. Когда Преподобный Д. Дж. Годжерли опубликовал «Christian Pragnapthi» в 1849 году, Достопочтенный Гунананда Тхера ответил ему своим «Durlabdi Vinodimi» в 1862, и в то же время ещё один монах - Дост. Сумангала Наяка Тхера написал «Christian Vada Mardanaya» и «Samyak Darshanaya».

Вскоре вместо подобной переписки появились публичные дебаты. Посредством различных ланкийских журналов и тысяч буклетов Дост. Гунананда порицал ошибочные воззрения оппонентов сингалов и буддизма. Он провёл множество споров со стороны сингальских буддистов.

- Дебаты в Баддегаме состоялись в виде обмена статьями со стороны буддистов и со стороны христиан в 1865 году. Они начались со спора между молодым буддийским монахом по имени Сумангала и христианским священником в Вихарая в Баддегаме.

- Дебаты в Уданвите состоялись в храме в Уданвите в Сатара Корале в 1866-ом. В них спор шёл о Боге-Творце, о Спасителе и о вечных небесах.

- Дебаты в Гамполе состоялись в июне в 1871 году, где со стороны буддистов выступали Дост. Гунананда и Дост. Пандит Батувантудаве, а со стороны христиан - Чарльз Картер со своей группой.

- Дебаты в Варагоде прошли в 1865 году.

- Дебаты в Лиянагемулле прошли в 1866.

И вся череда этих споров достигла кульминации в знаменитых дебатах в Панадуре, которые проходили с 26 по 28 августа 1873 года, и состоялись в результате проповеди, которую произнёс в июне того же года Преп. Давид Да Сильва об учении Будды в отношении человеческой души. Спустя несколько дней после его проповеди буддисты объявили его аргументы ошибочными, и тогда христиане инициировали дебаты.

Со стороны христиан выступали наиболее выдающиеся и способные участники споров на всём острове, которых только могла найти церковь. Против Дост. Гунананды выступали Преп. Давид Да Сильва, С. Дангдон, С. Табс, С. Коулс, К. Джаясингхе, Ф. Родриго, Сириманне, Мудлияр Да Сойса, Дунупола Ниламе и другие. Против этой внушительной оппозиции в одиночку предстал неустрашимый и воинственный Дост. Гунананда Тхера. Его аргументы были настолько мощными, а красноречие таким убеждающим, что он уничтожил своих оппонентов. На стороне буддистов в этих спорах были Достопочтенные Хиккадуве Шри Сумангала Тхера, Васкадуве Шри Субхути Тхера, Потувила Индраджоти Тхера, Коггала Сангатисса Тхера, Талхена Амарамоли, Муллерияве Гунаратана.

Спор шёл о природе Бога, о Душе, о Воскрешении с одной стороны - и о концепции Каммы, Перерождения, Ниббаны, Взаимозависимого Возникновения с другой стороны. Результат дебатов был феноменален. На местном уровне это дало мощный толчок к восстановлению самоопределения и гордости сингальских буддистов, которые быстро увядали под натиском прямых и обходных воздействий со стороны британцев. На международном уровне эффект сказался на заинтересованности к буддизму на Западе. Это богатство знаний высоко ценилось интеллигенцией. Эдвард Перера подготовил краткий конспект дебатов на английском языке, который увидел свет благодаря редактору «Цейлон Таймс» Джону Куперу. Были опубликованы и распространены тысячи копий перевода. Когда Мистер Фибл прибыл в Шри Ланку, ему досталась одна копия в Галле, и он увёз её в США, где опубликовал, дополнив предисловием, объясняющим, как буддисты Шри Ланки смогли утереть нос христианству. Книгу он назвал «Буддизм и Христианство лицом к лицу». Одна из копий книги попала в руки полковнику Генри Стилу Олькотту, и именно после её прочтения он заинтересовался буддизмом. Он ощутил, что это одна из тех религий, которые он всегда искал, чтобы раскрыть секрет Вселенной, и поэтому отправился в Шри Ланку, где основал Теософское Общество. С прибытием Олькотта буддийское восстановительное движение заполучило активного лидера, который мог на равных бороться с колониальными управленцами.

Немаловажно, что именно убедительное изложение буддийской точки зрения Достопочтенным Гунанандой привлекло Сэра Генри Стила Олькотта, который прибыл на остров 17 мая 1880 года и ускорил деятельность буддийского восстановительного движения. В результате на Ланке появились буддийские школы высшего образования - такие как Колледжи Ананда, Коломбо, Дхармараджа, Канди, Шри Сумангала.


(автор: Уолтер Видженаяке)

 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт