Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Ранний этап распространения тхеравады

 
редакция текста: 23.10.2009


Eсли судить по археологическим данным, эпиграфике, китайским и европейским хроникам, буддизм начинает проникать в прибрежные районы Западного Индокитая примерно со II в. н. э. Появление буддизма связывается с индийской колонизацией прибрежных районов Юго-Восточной Азии. Сама индийская экспансия во времени и пространстве нередко рассматривается как исторический феномен, причины которого до сих пор так и не получили аргументированного объяснения.
Когда во II - III вв. Началась широкая миграция индийцев в страны Юго-Восточной Азии, переселенцы встретили в дельтах рек сходные культуры и цивилизации, что облегчало образованным индийцам проповедовать и распространять новые религиозные учения, индийское искусство и санскрит.
С индийскими переселенцами и торговцами прибывали буддийские монахи и миссионеры, принадлежавшие к различным школам и направлениям буддизма. Однако примерно до IV -V вв. н. э. можно лишь условно говорить о влиянии буддизма в этом регионе.
Наиболее ранние археологические находки, свидетельствующие о существовании буддизма в районах Западного Индокитая, датируются примерно V - VII вв. На их основании можно сделать вывод, что приверженцы буддизма в Индокитае были по крайне мере со II в. н. э. Можно также предположить, что в районах, колонизированных индийцами, имелось гораздо больше буддийских культовых сооружений и храмовых комплексов, которые были сделаны из дерева и потому исчезли без следа.
Всё же до V-VI вв. едва ли правомерно говорить о распространении тхеравады, учение которой получило распространение благодаря работам Буддагхоши и Дхаммапалы. В это время тхеравада была только религиозно-этическим учением и не имела разработанной теологии, способной возвеличить славу и престиж правящего рода, поэтому знать, хотя и была терпима к этому Учению, относилась к нему, скорее всего, равнодушно.
В махаянском буддизме еще не завершился процесс создания теологической системы «Трикая», связанный с религиозным почитанием Бодхисаттв, культ которых впоследствии легко вписывался в структуру местных культов и индуизма.
Иная картина наблюдается примерно с VII-VIII вв., когда в этих районах появились сторонники оформившихся махаянских школ буддизма, а так же сарвастивадины и муласарвастивадины, признавших санскритский канон. Представители всех этих школ вели острую полемическую борьбу друг с другом. Но, следует отметить, что все эти «баталии» не выходили за рамки философских споров. Так, например, хроники указывают, что во времена Сурьявармана I монахи, принадлежавшие к двум школам буддизма (махаяна и стхавира), и брахманы жили мирно друг с другом.
С VII в. Местная элита начинает воспринимать теологические концепции буддизма, которые создавались в так называемых «школах дискуссий» Индии сыгравших значительную роль в сближении доктрин пуранических религий, буддизма и джайнизма. Очень вероятно, что подобные монастырские «школы дискуссий» существовали и в государствах Юго-Восточной Азии.
Тайские народности, населяющие север Таиланда, восток Бирмы и Лаоса не выработали еще к этому времени единого религиозного культа, частично оставались анимистами, частично воспринимали тхераваду и махаяну. Предполагается, что распространение последней в Юго-Восточной Азии было связано с миссионерской деятельностью монахов из монастыря - университета Наланды бывшего к тому времени крупнейшим монастырём тантрического толка. В настоящее время трудно установить, когда в буддизме появилась тантра, так как она долгое время держалась в секрете и была недоступна для непосвящённых. Едва ли можно сомневаться, что имеется непосредственная связь между танрическим буддизмом и индийскими магическими обрядами, которые господствовали в Индии до появления буддизма и составляли существенную часть брахманизма в целом. Каждый наставник считал правильными методы только своей линии, недаром в Тибете существует поговорка, что сколько лам, столько религий. Маленькие группы посвященных сторонников собирались вокруг своего гуру, и все, что совершалось вне этих групп считалось не вполне правильным. Если Будда, как это записано в Палийском Каноне, гордился тем, что он не держит в тайне ни малейшего знания, которое служит спасению, то для тантры имели очень большое значение разделение между эзотерическими и экзотерическими практиками. Вторые были доступны всем верующим, в то время как первые могли узнать только посвященные под личным духовным руководством наставника. Без посвящения невозможно было начать духовного обучения (подобные инициации сохраняются и в первобытных верованиях). Вероятно, в конце I и начале II тысячелетий, таи были знакомы не только с практикой тантризма, но и с некоторыми его философскими положениями. После утверждения сингальского буддизма в верованиях таи сохранились многие магические практики тантрического буддизма, которые были изжиты только после реформ, как не соответствующие Дхамме.
Распространение буддизма тхеравады в северной части современного Таиланда, а позднее и Сингальского буддизма связано с именем Шин Арахана и его последователей. Шан Арахан, сын брахмана из Тхатона и последователь тхеравадинов из Канчи (Южная Индия), в 1056 г. пришел в Паган и убедил царя Анируду в истинности учения тхеравады. По мере завоеваний Анирудой территорий соседних народов влияние буддизма тхеравады распространялось на эти территории через создание буддийских общин, литературу архитектуру и скульптуру.
При Анируде начинается строительство буддийских монастырей, собирание религиозных текстов, поиски священных реликвий, приглашение проповедников тхеравады. Религиозное строительство постоянно проводилось в очень больших масштабах1 и требовало огромных затрат труда, риса, драгоценных металлов и строительных материалов. Десятки тысяч монахов находились в Пагане в конце XI - начале XII вв2.
Во второй половине XII в. Царем Цейлона стал Параккамабаху I (1153-1186), который созвал седьмой буддийский собор3 под руководством Кассапы, чтобы произвести ревизию и унификацию Дхаммы и Винаи. Собором была достигнута унификация учения буддизма на Ланке. Эта новость достигла многих стран и монахи из Пагана, Пегу, Си Таммарата, Ланна и Ланчанга (Лаос) устремились на Ланку, чтобы ознакомиться с «чистой Дхаммой».
В 1167 г. преемник Шин Арахана в качестве главы буддийского духовенства Пантхагу поехал на Ланку. Он вернулся в Паган после воцарения Нарапатиситху (1173-1210) и обратил царя в Сингальский буддизм, основу которого составляла школа монастыря Махавихары (Ланка, город Анурадхапура).
Преемник Пантхагу монский монах Уттараджива отправился в 1180 г. с религиозным паломничеством на Ланку. Он получил известность в Бирме, как «первый паломник на Ланку». Вместе с группой монахов, он доставил послание о мире, адресованное правителю острова. Уттараджива оставил в Махавихаре монского саманеру Чапату, который через 10 лет, получив посвящение как махатхера, вернулся в 1190 г. в Паган с четырьмя другими монахами, прошедшими, как и он, посвящение согласно обрядам Махавихары.
Прибывшие основали монастырь Сапада в сингальском стиле в районе Пьяунг. Возвращение с Ланки 5 монахов стало началом нового этапа распространения буддизма сингальского толка. Школы, основанные этими монахами, получили название «новый орден» в отличие от «старого ордена» Шин Арахана. По возвращении в Паган эти монахи сумели убедить царя в истинности сингальского буддизма, что, хотя и привело к расколу между тхеравадинами южного буддизма и сторонниками школы Махавихара, тем не менее не остановило распространение новой линии посвящения. И с XIII в. происходит неуклонное становление сингальского буддизма на территории Западного Индокитая.
На севере в Харипуджайе в это же время прочно утвердилась монская тхеравадская традиция, связанная религиозными контактами с монами Нижней Бирмы.
В XIII - XIV вв. Монастыри Харипуджаи, Чиангмая, Чиангсена становятся религиозными и культурными центрами, содействовавшими распространению сингальского буддизма в первых тайских государствах. Влияние сингальского буддизма испытала и такая «твердыня» махаянского буддизма как Си Таммарат. Где 1257 г. группа монахов, вернувшихся с Ланки, создала свою школу в Након Си Таммарате.
Таким образом, сингальская доктрина буддизма и религиозная культура Сукхотая за сравнительно короткий срок (менее 100 лет) стали доминирующей на всей территории Таиланда.


1 Только в городе Пагане сейчас находится 2300 культовых сооружений.

2 Так, при освящении дворца Тилуин Мана присутствовало 4108 монахов.

3 Седьмой Собор - по классификации монахов Шри-Ланки.


.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.