Eсли
судить по археологическим данным, эпиграфике, китайским и европейским
хроникам, буддизм начинает проникать в прибрежные районы Западного
Индокитая примерно со II в. н. э. Появление буддизма связывается
с индийской колонизацией прибрежных районов Юго-Восточной Азии.
Сама индийская экспансия во времени и пространстве нередко рассматривается
как исторический феномен, причины которого до сих пор так и
не получили аргументированного объяснения.
Когда
во II - III вв. Началась широкая миграция индийцев в страны
Юго-Восточной Азии, переселенцы встретили в дельтах рек сходные
культуры и цивилизации, что облегчало образованным индийцам
проповедовать и распространять новые религиозные учения, индийское
искусство и санскрит.
С
индийскими переселенцами и торговцами прибывали буддийские монахи
и миссионеры, принадлежавшие к различным школам и направлениям
буддизма. Однако примерно до IV -V вв. н. э. можно лишь условно
говорить о влиянии буддизма в этом регионе.
Наиболее
ранние археологические находки, свидетельствующие о существовании
буддизма в районах Западного Индокитая, датируются примерно
V - VII вв. На их основании можно сделать вывод, что приверженцы
буддизма в Индокитае были по крайне мере со II в. н. э. Можно
также предположить, что в районах, колонизированных индийцами,
имелось гораздо больше буддийских культовых сооружений и храмовых
комплексов, которые были сделаны из дерева и потому исчезли
без следа.
Всё
же до V-VI вв. едва ли правомерно говорить о распространении
тхеравады, учение которой получило распространение благодаря
работам Буддагхоши и Дхаммапалы. В это время тхеравада была
только религиозно-этическим учением и не имела разработанной
теологии, способной возвеличить славу и престиж правящего рода,
поэтому знать, хотя и была терпима к этому Учению, относилась
к нему, скорее всего, равнодушно.
В
махаянском буддизме еще не завершился процесс создания теологической
системы «Трикая», связанный с религиозным почитанием Бодхисаттв,
культ которых впоследствии легко вписывался в структуру местных
культов и индуизма.
Иная
картина наблюдается примерно с VII-VIII вв., когда в этих районах
появились сторонники оформившихся махаянских школ буддизма,
а так же сарвастивадины и муласарвастивадины, признавших санскритский
канон. Представители всех этих школ вели острую полемическую
борьбу друг с другом. Но, следует отметить, что все эти «баталии»
не выходили за рамки философских споров. Так, например, хроники
указывают, что во времена Сурьявармана I монахи, принадлежавшие
к двум школам буддизма (махаяна и стхавира), и брахманы жили
мирно друг с другом.
С
VII в. Местная элита начинает воспринимать теологические концепции
буддизма, которые создавались в так называемых «школах дискуссий»
Индии сыгравших значительную роль в сближении доктрин пуранических
религий, буддизма и джайнизма. Очень вероятно, что подобные
монастырские «школы дискуссий» существовали и в государствах
Юго-Восточной Азии.
Тайские
народности, населяющие север Таиланда, восток Бирмы и Лаоса
не выработали еще к этому времени единого религиозного культа,
частично оставались анимистами, частично воспринимали тхераваду
и махаяну. Предполагается, что распространение последней в Юго-Восточной
Азии было связано с миссионерской деятельностью монахов из монастыря
- университета Наланды бывшего к тому времени крупнейшим монастырём
тантрического толка. В настоящее время трудно установить, когда
в буддизме появилась тантра, так как она долгое время держалась
в секрете и была недоступна для непосвящённых. Едва ли можно
сомневаться, что имеется непосредственная связь между танрическим
буддизмом и индийскими магическими обрядами, которые господствовали
в Индии до появления буддизма и составляли существенную часть
брахманизма в целом. Каждый наставник считал правильными методы
только своей линии, недаром в Тибете существует поговорка, что
сколько лам, столько религий. Маленькие группы посвященных сторонников
собирались вокруг своего гуру, и все, что совершалось вне этих
групп считалось не вполне правильным. Если Будда, как это записано
в Палийском Каноне, гордился тем, что он не держит в тайне ни
малейшего знания, которое служит спасению, то для тантры имели
очень большое значение разделение между эзотерическими и экзотерическими
практиками. Вторые были доступны всем верующим, в то время как
первые могли узнать только посвященные под личным духовным руководством
наставника. Без посвящения невозможно было начать духовного
обучения (подобные инициации сохраняются и в первобытных верованиях).
Вероятно, в конце I и начале II тысячелетий, таи были знакомы
не только с практикой тантризма, но и с некоторыми его философскими
положениями. После утверждения сингальского буддизма в верованиях
таи сохранились многие магические практики тантрического буддизма,
которые были изжиты только после
реформ, как не соответствующие Дхамме.
Распространение
буддизма тхеравады в северной части современного Таиланда, а
позднее и Сингальского буддизма связано с именем Шин Арахана
и его последователей. Шан Арахан, сын брахмана из Тхатона и
последователь тхеравадинов из Канчи (Южная Индия), в 1056 г.
пришел в Паган и убедил царя Анируду в истинности учения тхеравады.
По мере завоеваний Анирудой территорий соседних народов влияние
буддизма тхеравады распространялось на эти территории через
создание буддийских общин, литературу архитектуру и скульптуру.
При
Анируде начинается строительство буддийских монастырей, собирание
религиозных текстов, поиски священных реликвий, приглашение
проповедников тхеравады. Религиозное строительство постоянно
проводилось в очень больших масштабах1
и требовало огромных затрат труда, риса, драгоценных металлов
и строительных материалов. Десятки тысяч монахов находились
в Пагане в конце XI - начале XII вв2.
Во
второй половине XII в. Царем Цейлона стал Параккамабаху I (1153-1186),
который созвал седьмой буддийский собор3
под руководством Кассапы, чтобы произвести ревизию и унификацию
Дхаммы и Винаи. Собором была достигнута унификация учения буддизма
на Ланке. Эта новость достигла многих стран и монахи из Пагана,
Пегу, Си Таммарата, Ланна и Ланчанга (Лаос) устремились на Ланку,
чтобы ознакомиться с «чистой Дхаммой».
В
1167 г. преемник Шин Арахана в качестве главы буддийского духовенства
Пантхагу поехал на Ланку. Он вернулся в Паган после воцарения
Нарапатиситху (1173-1210) и обратил царя в Сингальский буддизм,
основу которого составляла школа монастыря Махавихары (Ланка,
город Анурадхапура).
Преемник
Пантхагу монский монах Уттараджива отправился в 1180 г. с религиозным
паломничеством на Ланку. Он получил известность в Бирме, как
«первый паломник на Ланку». Вместе с группой монахов, он доставил
послание о мире, адресованное правителю острова. Уттараджива
оставил в Махавихаре монского саманеру Чапату, который через
10 лет, получив посвящение как махатхера, вернулся в 1190 г.
в Паган с четырьмя другими монахами, прошедшими, как и он, посвящение
согласно обрядам Махавихары.
Прибывшие
основали монастырь Сапада в сингальском стиле в районе Пьяунг.
Возвращение с Ланки 5 монахов стало началом нового этапа распространения
буддизма сингальского толка. Школы, основанные этими монахами,
получили название «новый орден» в отличие от «старого ордена»
Шин Арахана. По возвращении в Паган эти монахи сумели убедить
царя в истинности сингальского буддизма, что, хотя и привело
к расколу между тхеравадинами южного буддизма и сторонниками
школы Махавихара, тем не менее не остановило распространение
новой линии посвящения. И с XIII в. происходит неуклонное становление
сингальского буддизма на территории Западного Индокитая.
На
севере в Харипуджайе в это же время прочно утвердилась монская
тхеравадская традиция, связанная религиозными контактами с монами
Нижней Бирмы.
В
XIII - XIV вв. Монастыри Харипуджаи, Чиангмая, Чиангсена становятся
религиозными и культурными центрами, содействовавшими распространению
сингальского буддизма в первых тайских государствах. Влияние
сингальского буддизма испытала и такая «твердыня» махаянского
буддизма как Си Таммарат. Где 1257 г. группа монахов, вернувшихся
с Ланки, создала свою школу в Након Си Таммарате.
Таким
образом, сингальская доктрина буддизма и религиозная культура
Сукхотая за
сравнительно короткий срок (менее 100 лет) стали доминирующей
на всей территории Таиланда.
|