|
русский: Весали
пали: Vesāli
Столица Личчави. Город впервые посетил Будда на 5-ый год после
Просветления и провёл здесь вассу - сезон дождей (BuA., стр.
3). В городе проживали 7007 раджей, каждый из которых имел свою
свиту с множеством дворцов и парков развлечений.
Однажды на город напала засуха и из-за голода многие
жители умирали. Запах разлагающихся трупов привлёк многочисленных
злых духов и к тому же из-за этого в городе началась
эпидемия. Люди пожаловались принцу и было решено пригласить
Будду. В тот момент тот был в Велуване в Раджагахе и
друг царя Бимбисары - Личчави Махали - отправился из
Весали в Раджагаю, чтобы попросить Бимбисару убедить
Будду прийти в город. Будда выслушал Бимбисару и согласился,
отправившись в Весали в сопровождении 500 монахов. Бимбисара
украсил дорогу по пути к реке Ганг от Раджагахи и распорядился
о том, чтобы монахам была оказана всяческая поддержка
по дороге. Царь Бимбисара сам лично сопровождал Будду
и они добрались до реки через 5 дней. На Ганге были
приготовлены украшенные лодки для Будды и монахов, а
когда царь провожал Будду, то упоминается, что он пошёл
за ним в реку по самую шею. На другом берегу Будду встретили
Личчави с ещё большим почтением, чем оказал Бимбисара.
Расстояние от Ганги до Весали равнялось трём лигам.
Когда Будда подходил к Весали перед ним появился Сакка,
и при виде божеств все злые духи разбежались. Вечером
Будда произнёс Ратана сутту собравшимся людям. После
он продолжал это делать каждый день и после 7 дня он
покинул город. Личчави сопровождали его к Ганге с удвоенным
усердием в выражении почтения, а в самой реке соревновались
в этом же между собой дэвы и наги. На другом берегу
его ждал Бимбисара, после чего проводил Будду обратно
в Раджагаху. По возвращению Будда поведал Санкха Джатаку.
Вероятно во время этого визита Будды в Весали умер царь Суддходана
(ThigA., p. 141; AA.i.186). Согласно одному источнику, Будда
отправился к отцу по воздуху, чтобы дать ему последнюю проповедь,
чтобы тот стал архатом перед самой смертью. Доподлинно неизвестно
сколько раз Будда посещал Весали, но в текстах упоминается несколько
случаев.
Различные правила Винаи были установлены Буддой в Весали (например
Vin.i.238, 287f; ii.118, 119 27). Во время пребывания Будды
в Весали Маха Паджапати Готами вместе с 500 женщинами клана
Сакьев отправилась к нему из Капилаваттху
чтобы просить разрешения о том, чтобы тот создал женскую монашескую
Сангху. Благодаря упрошениям Будды Анандой она смогла получить
такое разрешение с определёнными условиями (Vin.ii.253ff).
В текстах подробно описан последний визит Будды в Весали по
дороге в Кусинару. В последний день
пребывания в городе от отправился с Анандой на сиесту в пагоду
Чапала и там он описал красоты города Весали, упомянув пагоды
Удена, Готамака, Саттамбака, Бахупутта, Сарандада. Все эти пагоды
были святилищами, посвящёнными различным местным божествам,
но после визита в город Будды, они стали буддийскими.
Обычно во время визита в Весали Будда оставался в Кутагарасале,
но иногда и в других местах (D.ii.118). Во время последнего
визита в пагоду Чапала он принял решение отпустить жизненную
силу, в результате чего смерть наступит через 3 месяца. Он уведомил
об этом Мару, а затем и Ананду. Когда он покинул Весали, он
в последний раз взглянул на город, "развернувшись [для
этого] всем телом, подобно слону" (nagapalokitam apaloketva)
(D.ii.122). Последний сезон дождей он провёл в Белувагаме, рядом
с Весали, тогда как монахи оставались в самом городе и вне его.
За день до начала сезона дождей Амбапали пригласила Будду и
монахов на обед и после этого подарила Сангхе парк Амбавану
(D.ii.98).
Во времена Будды город был большим, богатым и процветающим,
здесь было много еды и много людей. Здесь было 7007 парков развлечений
и столько же лотосовых прудов. Куртизанка Амбапали, известная
за свою красоту, делала значительный вклад в процветание города
(Vin.i.268). У города было 3 стены и три смотровые башни. Вероятно
эти три стены разделяли город на три округа. Буддагоша писал,
что город получил такое название из-за своей обширной площади.
●
Весали был твердыней Нигантхов. Присутствие
Будды в городе докучало Нигантхам и они замысливали
различные вещи, чтобы предотвратить переход их сторонников
к Будде.
●
Среди выдающихся последователей Будды
из Весли особое упоминание делается об Угге (непревзойдённый
среди тех, кто дарит приятные дары), Пингияни, Каранапали,
Сихе, Васеттхе (A.iv.258).
●
За городом до самых Гималаев шёл лес
Махавана (DA.i.309), а рядом были другие леса, такие
как Госингаласала (A.v.134).
●
В Весали Будда изложил такие важные
сутты как Махали,
Махасиханада, Чула Саччака, Маха
Саччака, Тевиджа, Ваччхаготта, Сунаккхатта и Ратана.
Также здесь были поведаны Теловада Джатака (246) и
Сигала Джатака (152).
●
После смерти Будды в городе была погребена
часть его реликвий (D.ii.167; Bu.xxviii.2).
●
Через 100 лет город опять стал сценой
активных буддийских событий, когда монахи из Ваджии
утвердили "10 пунктов", противоречащих ортодоксальной
позиции и по этому поводу был созван Второй Собор
в Валикараме.
●
Весали соотносят с нынешней деревушкой
Басрах в районе Музафферпур в Тирхуте.
|
|