|
|
|
|
|
русский: Асита
пали: Asita
1. Асита: Мудрец и духовный наставник Сихахану, отца
Суддходаны. Он был учителем Суддходаны, а затем стал и его духовным
наставником. Он приходил утром и вечером, чтобы навестить царя
Суддходану, который выказывал ему большое уважение ещё и когда
был его учеником.
После смерти царя Асита оставил мирскую жизнь. Через какое-то
время он развил различные сверхспособности, и с тех пор проводил
весь день в мирах дэвов. Однажды, пребывая в Таватимсе, он увидел
украшенным целый город, а боги радовались. От них он узнал,
что должен родиться Сиддхаттха Готама - будущий Будда. Он тут
же отправился к царю Суддходане и попросил посмотреть ребёнка.
Узнав отличительные признаки, он сразу же понял, что ребёнок
станет Буддой и возрадовался, но затем, когда понял, что вскоре
умрёт, переродившись в Бесформенном
Мире, опечалился и заплакал, поскольку не сможет услышать
учений Будды. Заверив царя о судьбе ребёнка, Асита отправился
к сыну своей сестры - Налаке, и сообщил ему, что тот сможет
извлечь для себя пользу из учений Будды, когда придёт тому время.
После этого Асита умер и переродился в Бесформенном Мире (Sn.,
pp.131-36; SnA.ii.483ff.; J.i.54f).
Согласно Буддхагхосе (SnA.ii.483), Асита получил своё имя из-за
тёмной кожи. У него также было и другое имя - Канха Девала (SnA.ii.487).
Также его называли Канха Сири (Sn.v.689) или Сири Канха (SnA.487)
или Кала Девала (J.i.54). Его, очевидно, следует отличать от
Аситы Девалы, которого тоже называли Кала Девалой.
В Лалита Вистаре есть две версии пророчества Аситы - одна в
прозе, другая в стихе, которые в главных деталях хоть и отличаются
от версии Палийского
Канона, но незначительно. В прошлом его племянником был
Нарадатта, а Асита представлен как великий мудрец, живший в
Гималаях, но не знакомый с Суддходаной.
Очевидно путаница здесь в истории с Асита Девалой. В Махавасту
(ii.30f) о нём сказано как о сыне брахмана Уджени, и что он
жил в отшельничестве в горах Виндхья. Примечательно, что в Джатаках
он называется не иси, а тапасой, аскетом, практикующим суровую
аскезу. И там сказано, что когда царь принёс малыша - будущего
Будду - и подготовил его к тому, чтобы малыш почтил аскета,
ноги ребёнка развернулись и оказались на голове аскета. Отмечено,
что Бодхисатта не может кому-либо поклоняться, и если бы голова
ребёнка коснулась ног аскета, то голова аскета раскололась бы
на семь частей. Тапасса мог видеть прошлое длинной в 40 кальп,
и на столько же в будущее (J.i.54-5). Также см. (Thomas, op.
cit., pp. 38 ff., on the growth of the Asita legend)
2. Асита:
Паччьека-будда, упомянутый в списке паччьека-будд (M.iii.70;
ApA.i.107).
3. Асита:
Изготовитель гирлянд, живший во времена Сикхи Будды. Однажды,
принеся гирлянды во дворец, он увидел Будду и предложил гирлянды
ему. В результате 25 кальп назад он стал царём по имени Двебхара.
В нынешний временной период он был известен как Сукатавелия
Тхера (Ap.i.217).
|
|
|
|
|
|