|
остопочтенный
Нарада Тхера не нуждается в представлении жителям
Шри Ланки. Его имя было хорошо известно среди
буддистов этой страны на протяжении более чем
полувека. Он был известен за свою способность
доступного и понятного разъяснения сложных тем
Абхидхаммы - буддийской психологии и философии.
Он мог объяснять так, что даже люди, не знакомые
с буддизмом, могли понять о чём идёт речь. Он
говорил осторожно, тщательно подбирая слова, и
этим привлекал внимание слушателей. Его письменные
работы были ясными и понятными. Благодаря активной
миссионерской работе, Нарада Тхера хорошо известен
в буддийских кругах на Западе. |
|
Он
родился 14 июля 1898 года в семье среднего класса
в Котахене, в католическом, по большей части, районе
Коломбо. Ему дали имя Сумапапала. Раннее обучение
он получил в школе, которую содержало Общество Продвижения
Католического Знания, а позже поступил в колледж Святого
Бенедикта, всё там же в Котахене. Помимо прочих предметов,
он изучал христианские рукописи и апологетику. Один
из его наставников, Брат Джеймс, был так восхищён
достойным поведением и интересом ученика к этим предметам,
что настоятельно рекомендовал ему стать католическим
священником. Однако, судьба сложилась по-другому,
в согласии с религией его предков.
Зерно
идеи о вступлении в монашескую Сангху было заложено
его дядей, который был преданным буддистом и хорошо
знал Дхамму. В то время Сумапапала посещал английскую
школу и начал изучать санскритские стразы под руководством
Ваджиранана Тхеры, что стало прелюдией к его пострижению
в саманеры. Ваджиранана Тхера вёл образцовую жизнь
в с соответствии с Будда-Дхаммой. Он также превосходно
знал пали, санскрит и сингальский.
Под
таким учительством молодой Сумапапала получил младшее
посвящение в возрасте 18 лет под именем Нарада. Его
наставником стал достопочтенный Вихачарья Верагампита
Сири Ревата Махатхера, а дхаммачарией (учителем) -
Пелен Ваджиранана Тхера. Нарада изучал Абхидхамму,
а также восточные языки (правда не сильно преуспел
в последнем).
В
возрасте 20 он получил высшее посвящение - бхиккху.
Потом поступил в Цейлонский Университетский Колледж
на заочное отделение. Изучал этику, логику, философию,
а также все те предметы, которые позже понадобились
ему во время его буддийской миссионерской работы.
Он вступил в общество «Слуг Будды» и активно участвовал
в еженедельных обсуждениях Дхаммы, которые организовывались
этим обществом. Именно здесь был заложен фундамент
для миссионерской деятельности молодого бхиккху.
В
1929 в возрасте 31 года подвернулась возможность отправится
за границу в Индию на церемонию открытия Вихары Мулагандакути,
и Нарада был выбран в делегацию цейлонских представителей.
На этой встрече Нарада помогал вести переговоры на
английском и познакомился с Джавахарлалом Неру, который
позже стал первым примьер-министром Индии.
Впоследствии
достопочтенный Нарада отправился с миссией в Китай,
Камбоджу, Лаос, Вьетнам и другие страны юго-восточного
региона Азии. Король Камбоджи наградил его титулом
«Сири Маха Саду».
Нарада
входил в делегацию по разрешению территориального
вопроса в месте просветления Будды - Бодгае, когда
индуистский жрец Маханта объявил эти территории своим
частным владением.
Работа,
которую вел Нарада Тхера по распространению буддийского
учения, огромна, но особо следует выделить три события:
Прежде
всего, это работа Нарады в Англии. В 1956, на празднование
2.500 года Париниббаны Будды, достопочтенный Нарада
открывал Лондонскую Буддийскую Вихару. Он прожил там
какое-то время, организовывая работу, и он был единственным
монахом в период его проживания там.
Второе
событие, которое следует упомянуть, это его визит
с культурной миссией в Китай, где его тепло встречал
премьер-министр Чоу Ен Лай. Они активно обсуджали
вопросы религии и материалистический взгляд на жизнь.
Это был незабываемый опыт для Нарада Тхеры.
Третье
событие - работа в Соединенных Штатах Америки. Однажды
его пригласили на выступление с докладом о буддизме
и его религиозно-философских аспектах перед памятником
Вашингтону в Вашингтон Ди Си. Он выступал перед огромной
аудиторией.
Нарада
Тхера умер 2 октября 1983 года в возрасте 86 лет.
Он оставил насление Учения Будды по всему миру будущему
поколению, внёс значительный вклад в издания различных
английских и сингальских журналов и печатных изданий,
донёс слова Будды до многих в различных уголках мира,
предоставил новичкам удобное средство для изучения
Палийского Канона - книгу «Вводный курс пали», предназначенный
для освоения языка пали мирянами и молодыми монахами.
(фотографии
с Дост. Нарадой) |
(обратно
к списку биографий) |
|
|