|
остопочтенный
Леди Саядо родился в 1846 году на севере Бирмы
- в деревушке Сайнь-Пьин возле Дипейина области
Швебо (ныне - округ Моньва). В детстве его звали
Маун Тет Кхаун. В деревне он ходил в школу при
буддийском монастыре, в которой монахи обучали
детей чтению и письму на бирманском, а также чтению
палийских текстов. Благодаря таким монастырским
школам, которые распространены по всей Бирме,
многие умели читать и писать. |
|
В
возрасте 8 лет он начал обучение под руководством
У Нанды-дхаи Саядо и в 15 лет получил младшее монашеское
посвящение - саманера. Ему дали дхаммическое имя Нана-дхая,
что означает «флаг мудрости». В монашеское образование
входила грамматика языка пали и изучение различных
текстов Палийского Канона с уклоном в Абхидхамматтха-сангаху
- комментарий-руководство к Абхидхамме.
Позже он сам написал несколько противоречивый комментарий
на Абхидхамматтха-сангаху, который назвал Параматтха-дипани
(Руководство к Абсолютной Истине), в которой он исправил
некоторые обнаруженные им ошибки. Его исправления
со временем были приняты монахами и работа стала часто
цитироваться.
Его
юношеские дни саманеры он посвящал изучению писаний
и вечерами собирался с другими монахами и саманерами
для заучивания и повторения древних текстов наизусть.
За счёт этого он стал знатоком текстов Абхидхаммы.
В
возрасте 18 он снял обеты саманеры и вернулся к мирской
жизни. Ему не нравилось его образование, поскольку
он чувствовал, что оно слишком ограничено только одной
лишь Типитакой. Через шесть месяцев его первый учитель,
и другой влиятельный учитель - Мйинхтин Саядо, пытались
убедить его вернуться к монашеской жизни, но он отказался.
Тогда Мйинхтин Саядо настоял, чтобы тот, по крайней
мере, продолжил своё образование. Маун Тет Кхаун был
одарённым молодым человеком и охотно с этим согласился.
«Может
ты хочешь изучать Веды, древние священные писания
Индуизма?» - интересовался Мйинхтин Саядо
«С
большим удовольствием» - отвечал Маун Тет Кхаун
«Тогда
ты вновь должен стать саманерой» - отвечал Саядо -
«иначе Саядо У Гандхама не возьмёт тебя в качестве
ученика».
«Хорошо,
стану саманерой» - согласился Маун Тет Кхаун.
Так он опять одел монашеские одежды, и, как показала
история, уже на всю жизнь. Позже он вспоминал - «Я
хотел зарабатывать на жизнь знаниями Ведов, чтобы
научиться предсказывать людям удачу. Но моё счастье,
что я стал опять саманерой. Мои учителя были очень
мудры. Их безграничная любовь и сострадание спасли
меня».
Маун
Тет Кхаун изучил Веды за 8 месяцев и продолжил изучение
Типитаки. 20 апреля 1866, в возрасте 20 лет, он становится
бхиккху под учительством его старого наставника У
Нанды-дхая Саядо.
В
1867 он отправился в Мандалай для дальнейшего обучения.
В это время Мандалай был королевской столицей Бирмы
(время правления короля Мин Дон Мина) и был самым
важным городом в Бирме с точки зрения получения образования.
Там он учился под руководством известнейших учёных
монахов и учителей-мирян. Он обучался у Достопочтенного
Сан-Кйаун Саядо, известного учителя, который перевёл
Висуддхимаггу на бирманский язык. В это время Сан-Кйаун
Саядо устроил экзамен из 20 вопросов для 2000 студентов,
и только Маун Тет Кхаун смог удовлетворительно ответить
на все 20. Эти вопросы были позже изданы в 1880-ом
в буклете Парами-дипани (Руководство Совершенств),
первой из многих книг на пали и бирманском, который
написал Дост. Леди Саядо.
Во
время его обучения в Мандалае, король Мин Дон Мин
спонсировал Пятый Буддийский Собор, созвав отовсюду
многочисленных монахов для очищения Типитаки. Маун
Тет Кхаун помогал в переводе и редакции текстов Абхидхаммы.
Будучи монахом 8 лет, сдав все экзамены, Маун Тет
получил квалификацию учителя по вводным курсам Пали
в монастыре Маха-Джотикарама, где он и учился. Там
он оставался ещё 8 лет, обучая других и продолжая
совершенствовать собственные знания, а в 1882 переехал
в Моньву. Тогда ему было 36 лет. В то время Моньва
была небольшим региональным центром, известным однако,
за то, что здесь обучали всей Типитаке целиком, а
не отдельным её фрагментам. Здесь он обучал пали монахов
и саманер, а вечера проводил, практикуя медитацию.
1885-ом Британия захватила северную Бирму и отправила
последнего короля Тхибау в изгнание. В 1886-ом Маун
Тет ушёл в затворничество в лес Леди, к северу от
Моньвы. Через некоторое время к нему стали приходить
многочисленные монахи с просьбой обучать, и так был
основан монастырь Леди-тавья. Так Маун Тет взял себе
новое имя - Леди Саядо. Говорят, что Моньва выросла
в большой город из-за людей, желающих посетить этот
монастырь. Тем временем Леди Саядо продолжал обучать
монахов и практиковал в уединении в небольшом домике,
что находился на другом берегу реки.
Через
10 лет стали издаваться его главные книги. Первой
была Параматтха-дипани (Руководство к Абсолютной Истине).
Она была издана в 1897. Второй книгой стала Нирутта-дипани,
учебник по палийской грамматике. Благодаря этим книгам
Леди Саядо стал известен как один из выдающихся учёных
монахов Бирмы.
Несмотря на то, что он проживал в своём монастыре,
он совершал путешествия, обучая и медитации и Дхамме.
В самом деле, Леди Саядо - уникальный монах, который
смог совместить и глубокую учёность и практику. Во
время этих поездок были опубликованы многие из его
дальнейших работ. Например, он за два дня написал
Патичча-Самуппада-дипани, во время речного путешествия
из Мандалая в Пром. У него с собой не было других
книг, но поскольку он в совершенстве знал Типитаку,
они ему и не были нужны. В списках его работ порядка
76 наименований - инструкций, комментариев, очерков
и так далее. И даже этот список не полон.
Позже он ещё писал и другие книги по Дхамме на бирманском.
Он говорил, что хотел, чтобы эти книги смог понять
даже простой фермер. До него такие попытки прежде
никогда не делались в Бирме. Монахи обычно заучивали
длинные фрагменты на пали, и потом дословно их переводили.
Это было крайне трудно понять простому люду.
В
своих путешествиях по Бирме Леди Саядо говорил о том,
что не приветствует потребления коровьего мяса. Он
написал книгу «Го-мамса-матика», в которой высказал
обращение к людям не убивать коров и стараться придерживаться
вегетарианской диеты.
В
этот же период, в самом конце столетия, его посещает
У По Тхет, который позже становится одним из самых
известных мирян - учителей медитации (под именем Сайя
Тхетджи).
В 1911 репутация Леди Саядо стала настолько огромной,
что Британское правительство Индии, которое также
правило Бирмой, наградило его титулом Аггамаха-пандита
(самый великий учёный). Ему также дал докторскую степень
по литературе Университет Рангуна. В 1913-1917 он
вёл переписку с миссис Райс-Дэвидс из Общества Палийских
Текстов Лондона и некоторые из его комментариев по
Абхидхамме были обуликованы в Журнале Общества Палийских
Текстов.
В
последние годы жизни у Леди Саядо сильно ухудшилось
зрение из-за многочисленных лет чтения, изучения и
письма при плохом освещении. В возрасте 73 лет он
ослеп и посвятил остаток своих лет только медитации
и обучению медитации. Умер в 1923 году в возрасте
77 лет в Пьинмане, между Мандалаем и Рангуном, в одном
многих из монастырей, которые были построены в результате
его поездок по Бирме.
(фотографии
с Дост. Леди Саядо) |
(обратно
к списку биографий) |
|
|